Crew Dragon
рамблер без рекламы
Полную версию видеоинтервью главного редактора «Аргументов недели» Андрея УГЛАНОВА и экс-руководителя РКК «Энергия», члена-корреспондента РАН, доктора технических наук, профессора Виталия Александровича ЛОПОТЫ смотрите на Youtube канале ЗА УГЛОМ
— Здравствуйте, Виталий Александрович! Наша встреча связана с событием, за которым следили миллионы людей, — запуск в
рамблер без рекламы
— Глеб Евгеньевич Лозино-Лозинский, главный конструктор многоразового космического челнока «Буран», разрабатывал для программы «Спираль» носитель с возвращаемым суборбитальным планером. Основную космическую функцию в программе выполнял аппарат под названием «Бор». Этот аппарат — «Бор-1», «Бор-2», «Бор-3», «Бор-4» — разрабатывала микояновская фирма, и индекс у него был «МиГ‑105». На этом аппарате уже была отработана оптимальная аэродинамика, ушли от ударных волн и от перегрева. Схема — так называемый «лапоть», или «сапожок». Мне она очень понравилась — это было именно то, что нам необходимо. С этим я неоднократно обращался к В. А. Поповкину, и когда он был командующим Космическими войсками, и когда был первым заместителем министра обороны: передать в РКК «Энергия» документацию МиГ-105, которая была сделана ещё во времена СССР. К сожалению, документация не была передана. А несколько позже американская фирма Sierra Nevada инициативно представила в
рамблер без рекламы
— Полный комплект документации проекта «Спираль» — маловероятно, а на челнок (космоплан) — наиболее вероятно, да! Дело в том, что «Спираль» — это громадный комплекс с ракетным носителем и возвращаемым суборбитальным самолётом с хорошей аэродинамикой. Он выносил возвращаемый космический самолёт (челнок), который летел в космос. То есть были испытания и суборбитальных полётов, и челнока в космосе. Индекс его на конкретной документации был «МиГ-105».
— И эти чертежи «Бор-4» или «МиГ-105» были полностью воспроизведены в США?
— Да.
— Кто передал чертежи?
— Я не следователь… Чтобы не терять время и идти вперёд — для меня была важна только документация.
— Где они хранились, эти документы?
рамблер без рекламы
— Должны были быть в
рамблер без рекламы
— Перминов Анатолий Николаевич. Но так как это была собственность Министерства обороны, то этим никто, кроме министерства, распорядиться не мог.
— А в Минобороны кто был министром тогда?
— Предполагаю, что всё происходило до Сердюкова.
— До Сердюкова и был Иванов. Цепь ясна. Но давайте мы вернёмся к Crew Dragon, который уже состыковался с МКС.
— Так вот. Орбитальный самолёт нам делать не дали. Мы пошли эволюционно от устойчивого капсульного варианта к устойчивой в полёте форме усечённого конуса.
Космический корабль, созданный на РКК «Энергия» до 2014 года
рамблер без рекламы
Crew Dragon Илона Маска
— Извините, это 2009 год?
— Немного раньше. Запрет на челнок озвучивал Краснов — руководитель департамента пилотируемых программ. Он держал эту жёсткую позицию при формировании будущих бюджетов начиная с ноября-декабря 2007 года. И мы вынуждены были начать кооперацию с Европой, которая скоро отпала, и мы самостоятельно за скромные ресурсы федерального бюджета продолжили создавать конусный корабль. К 2009 году была полностью сформирована его концептуальная часть. Далее была выполнена совместно с кооперацией конструкторская документация. И то, что вы напомнили 2011 год, к этому моменту у нас уже были определены все необходимые конструкторские решения, созданы узлы, компоненты и комплектующие. Производимая рабочая документация была в хорошей готовности.
На
рамблер без рекламы
— Почему-то мы пришли к этому раньше, почти на 8 лет, а они позже. Это то же самое, как с космическим самолётом МиГ-105а.
— Андрей Иванович, к таким формам пришли ещё в середине 1980‑х годов, когда проектировали корабль «Заря».
МиГ-105 проекта «Спираль»
— У нас проектировали! Это не в Америке, а у нас проектировали!
— В Советском Союзе.
— Я о чём и говорю, Виталий Александрович. Мне всё больше кажется, что у нас в руководстве, в частности, в «Роскосмосе», сидят какие-то изменники. Посмотрите, что он болтает. Год назад сказал: «Были разговоры о том, чтобы предложить им использовать батут вместо космических кораблей, чтобы добираться до МКС». Илон Маск ответил этому самому
рамблер без рекламы
— Я так могу сказать. В целом ряде своих выступлений Дмитрий Олегович Рогозин часто называет себя политиком. Он человек ситуационный.
— Если это политика, то политика антигосударственная, по-другому я это назвать не могу. Как можно было назначать Комарова, который ни черта не понимает ни в космосе, ни в технике, руководить «Роскосмосом»? После этого и корабли стали летать не в ту сторону, Рогозин закрыл программу строительства «Протонов».
— Примерно до 2014 года мы были идеологическими лидерами в космонавтике. За столом переговоров в РКК «Энергия» постоянно собиралась промышленная группа, прорисовывала инициативы, как летать к Луне, к Марсу. НАСА к этому прислушивалось. Идеологами были мы, РКК «Энергия». Я, например, был против посадки на Луну и отстоял позицию, что нужно строить международную станцию и выводить её на орбиту Луны в точку Лагранжа 2, это за Луной. Эта точка так называемой либерации, где уравновешены силы притяжения Земли, Луны и Солнца, тратится минимум энергии. С орбиты вокруг точки Лагранжа 1, это между Землёй и Луной, на расстоянии 59 тысяч километров от Земли, планировалась отлётная траектория. Мы просчитали все характеристические скорости, были приняты решения, что сама станция должна строиться из российских компонентов, лучших с точки зрения компоновок. Они были продуманы намного лучше американских. Это так называемые научно-энергетические модули. Решение было принято и поддержано НАСА. Отработано очень многое. Представляете, если «Боинг» и «Локхид» сидели за одним столом в РКК «Энергия»! На территории США это невозможно. Это конкуренты.
— И вот нашёлся любитель чучел, всё мгновенно разрушил. Благодаря ему умирает космический
рамблер без рекламы
— Президентом Медведевым?
— Нет, Путиным, как премьером. Структуре вокруг РКК «Энергия» как основного идеолога космонавтики в нашей стране. Туда должны были входить
рамблер без рекламы
— Понятно. С одной стороны, я рад, что американцы сделали новый корабль. Хотя говорить о том, что это прорыв, нельзя.
— Прорыва нет.
— Что делать?
— Прежде всего привлечь профессионалов и успеть за несколько лет правильно сориентировать и подготовить новые поколения. Люди есть. Любое предприятие должен возглавлять идеолог этого направления.
— Виталий Александрович, что бы вы сказали Путину, вдруг он нас услышит и прислушается? Вы же когда-то были с ним знакомы, именно он пригласил вас в Москву, чтобы возглавить РКК «Энергия».
— Я посоветовал бы следующее. Превратить профессионалов в преданных людей проще, чем из преданных сделать профессионалов. Тогда всё будет в порядке, у нас есть столько возможностей, у нас уникальный националитет! Мы живём в тяжёлой среде, у нас на каждые сто человек умных зашкаливает! Нужно просто находить правильных, в хорошем смысле слова, агрессивных. За три-четыре года в стране можно всё выправить.