Эта дата в наше время президентским указом выбрана для общероссийского Дня библиотек
До недавних пор и библиотекарям, и читателям, ради которых они и трудятся, доводилось иметь дело с бумажным многотоньем. Но бурное развитие цифровых технологий в конце XX века привело к появлению сначала электронных книг, а затем и целых е-библиотек. С появлением Всемирной паутины виртуальные копии обосновались в Интернете, где им теперь принадлежит немаловажный и привлекательный для десятков миллионов пользователей сегмент глобальной сети.
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
КАК ВСЕ НАЧИНАЛОСЬ
Первопроходцем российского электронно-библиотечного океана можно считать Михаила Мошкова. Он создавал свою весьма известную интернет-читальню в ту пору, когда подавляющее большинство жителей еще существовавшего СССР понятия не имели не только об Интернете, но и о персональных компьютерах. Как объяснял свое дебютное преимущество сам Мошков: его любимые книги от интенсивного перелистывания владельцем и его друзьями утратили качественное состояние, а обзавестись новыми в то время было весьма проблематично, ибо книжный голод был еще силен.
Так инициатор новой библиотечной отрасли надумал перевести свои пострадавшие от ураганного использования «корабли мысли» в цифровой формат, а затем выложил их в Сеть для всеобщего доступа.
Виртуальное книгособрание со временем стало столь объемным и известным, что автор идеи получил солидный грант от
рамблер без рекламы
Наиболее настойчивый истец исчислял свой ущерб и требовал его возмещения в сумме, выражавшейся числом с шестью нулями. Российский суд однако оправдал репутацию самого гуманного в мире читателя и сократил количество нулей вдвое, резко ужав запросы автора-фантаста. Мошков вскоре после процесса к своей затее охладел и пополнением библиотеки больше не занимался, хотя ликвидировать ее не стал. Но дело было сделано. Электронно-библиотечный джинн оказался на воле.
Если сам Мошков действовал как чистый альтруист, то последователи его принялись за дело, извлекая из виртуальных книг вполне материальную выгоду. Одни взимают плату за прочтение, а тем более за скачивание, другие небезуспешно привлекают рекламодателей. Запретов на их деятельность в принципе нет.
РАЗРЕШЕНО ТО, ЧТО НЕ ЗАПРЕЩЕНО
В Законе «О библиотечном деле» прямо говорится, что в его рамках любое юридическое или физическое лицо имеет право на создание библиотеки на территории
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Что же касается отношения публики к общедоступным электронным библиотекам, то взгляды на них неоднозначны. Читатели, конечно, поголовно на их стороне. Нарастающая цифровизация художественного и научного слова смущает в основном его творцов.
Негативизм писателей достиг апогея 12 лет назад, когда при подготовке поправок к Закону «О библиотечном деле» предусматривалось, что электронные ресурсы получат право размещать книги через два года после их издания. Некоторые литераторы сочли, что такое отношение к плодам их талантов станет фактически эквивалентом национализации творчества. В окончательный текст закона это положение все же не вошло и главным стражем интересов литераторов остается Гражданский кодекс.
Впрочем, владельцы и содержатели электронных ресурсов не спешат им руководствоваться. Это и понятно, поскольку в кодексе содержится запрет без договоренности с авторами или правообладателями полностью воспроизводить книги или ноты, если копируемые произведения еще не перешли в статус общественного достояния.
Библиотеки и архивы в ряде случаев могут обзаводиться электронными копиями, например для обеспечения сохранности и доступности ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений. Это разрешение также распространяется на редкие книги, на издания, выдача которых может погубить книги, на произведения, имеющие исключительно научное и образовательное значение, при условии, что они не переиздавались свыше десяти лет. При этом пользоваться ими можно при исключении дальнейших копирований и только в залах самого книгохранилища или архива.
Нетрудно заметить, что, согласно закону, размещать весь текст в Интернете по своему разумению и желанию, а тем более предлагать скачивание за плату недопустимо. Недаром в Интернете то и дело при попытке ознакомиться с тем или иным изданием можно встретить не электронный вариант книги, а извещение, что он удален по требованиям правообладателя. Сходные положения содержатся и в Законе «О библиотечном деле».
Но печатное издание состоит не только из текста. Книг не бывает без обложек, и зачастую они с иллюстрациями, а права на художественное оформление тоже защищены законом. Следовательно, интересы их авторов не должны страдать. Существует даже термин «очистить права» — в смысле полностью устранить вопросы, которые могут привести к судебному рассмотрению.
рамблер без рекламы
Эту тему затрагивает и Закон «О культурном наследии народов Российской Федерации», регулирующий правоотношения не только по изданиям, получившим статус книжных памятников, но и по современным уникальным изданиям, являющимся произведениями полиграфического искусства. После оцифровки они становятся элементом электронных библиотек.
ЗАКОН ДЛЯ Е-РАЗВИТИЯ
Специального закона, регламентирующего процессы виртуального библиотечного пространства, в нашей стране пока что нет. Депутат
рамблер без рекламы
Что же касается соблюдения авторских прав, то сейчас положение намного лучше, чем лет десять назад, когда в этой сфере процветал откровенный грабеж, отметил он. Времена полной бесконтрольности библиоресурсов действительно ушли в прошлое, хотя о полной идиллии речь не идет.
ОТ ЗВУКА — К БУМАГЕ. И НАОБОРОТ
Одной из популярных уловок владельцев виртуальных книжных и журнальных хранилищ в последнее время стало, так сказать, превентивное согласие с тем, что многие претензии авторов и правообладателей заведомо оправданны. Поэтому библиосайты нередко выводят на свою главную страницу извещение о согласии с тем, что принципы их заполнения несовершенны. Вместе с тем в том же окне содержатся заверения, что все вопросы могут быть оперативно разрешены.
Казалось бы, наряду с авторами в урегулировании спорных тем должны быть заинтересованы издательства, выпустившие ту или иную книгу, но они порой предпочитают оставаться в стороне. Главный редактор журнала «Вопросы литературы», профессор РГГУ
рамблер без рекламы
РЕСУРСЫ-КЛУБЫ
Какие же виртуальные ресурсы сами писатели считают наиболее серьезными и значимыми. Все мои собеседники упомянули электронный ресурс «ЛитРес». Собственно говоря, определение электронной библиотеки для него слишком узко. Его можно сравнить с информационно-литературным концерном, предоставляющим услуги, о которых лет тридцать назад никто бы и не подумал всерьез заикнуться. Так, в одном из его разделов можно буквально заглянуть в творческую лабораторию определенной категории авторов, читая их сочинения по мере создания.
Что-то подобное пытались затеять во Франции в 30-е годы прошлого века. Жоржу Сименону было предложено писать свои романы на виду у любопытствующих за стеклянной перегородкой и сразу отправлять текст в набор. Судя по воспоминаниям автора комиссара Мегрэ, до осуществления лихого замысла дело так и не дошло, но XXI столетие легко на подъем в самых невероятных вчера областях.
Немало поклонников у «ЛитЛиба», «Альдебарана»… Да всех не перечислить. К большинству из них читателей привлекает возможность тут же обсудить прочитанное, притом оценщики порой объединяются в клубы, устраивают диспуты. Словом, как и в старину, истина рождается в спорах.