Кому подчинить
Офис трансформации Укроборнпрома (УОП) представил свой проект реформирования государственного концерна. В планах создать шесть отраслевых корпораций, которые будут создаваться вокруг прогрессивных предприятий по принципу отраслевой синергии компетенций. Уже озвучено создание ракетостроительной, авиационной, авиаремонтной, бронетанковой, радарной, морской корпораций.
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Госконцерн в течение двух лет намерен провести корпоратизацию предприятий, оздоровление проблемных активов, сконцентрируя производства и реализуя избыточное имущество. После чего будет ликвидирован. На сегодняшний день в состав УОП входит 116 предприятий ОПК, которые группируются по пяти основным направлениям деятельности и продукции: авиастроения и авиаремонта, высокоточных вооружений и боеприпасов, бронетанковой, автомобильной, инженерной и специальной техники, судостроения и морской техники, радиолокации, радиосвязи и систем ПВО.
Однако представители
рамблер без рекламы
Позже вице-президент по маркетингу и продажам ГП «Антонов» Юлий Киселев на своей странице в Facebook заявил, что письмо-обращение указывает на проблемы отношении ГП с УОП. По его словам, одним из поводов для обращения, скорей всего, стала проверка ГП «Антонов» проводимой Укроборонпром по поручению премьер-министра.
После смены руководства Укроборонпрома, скандалы с его участием все чаще стали выходить в публичную плоскость. В ноябре 2019 года ГП «Антонов» подписало контракт с
читайте рамблер без рекламы
Тем не менее, неприятный осадок в отношениях между «Антоновым» и УОП остался. В частности, генеральный директор Укроборонпрома
рамблер без рекламы
Бывший заместитель генерального директора Укроборонпрома Максим Глущенко считает, что недавнее обращение к президенту руководства «Антонова» — тревожный сигнал, за которым могут последовать аналогичные обращения других флагманов отрасли. В то же время, он беспокоится, что нынешнее руководство «Укроборонпрома» будет бесконтрольно вмешиваться в деятельность предприятий, права которых уже начали ограничиваться. При этом он раскритиковал процесс реорганизации, который поспешен и непродуман, тогда как функции кабмина и государства — номинальны.
«Конечно, можно сказать, дескать, «старая система сопротивляется». Но это было бы совершенно упрощенным пониманием процессов. Скорей всего, в нынешней модели реформирования не учтены многие предложение флагманов отрасли, что вызывает такую резко негативную реакцию. Ведь, правда, всегда посредине. Безусловно, всегда находятся группы влияния, которые «путают личную шерсть с государственной», пытаясь взять под контроль прибыльное госпредприятие, но нельзя забывать и о том, что каждая отрасль — это своя специфика. Ведь тот же «Антонов» не против корпоратизации, и не раз об этом заявлял. Им тоже нужен инвестор, а с ним появится и прозрачность процессов. Но изменения должны учитывать реальные потребности каждого подобного предприятия. Не получится всех выровнять под одну гребенку», — заявил «Апострофу» Глущенко.
Поиск ответственного
Основой дискуссии вокруг реформирования Укроборонпрома является отсутствие персональной ответственности в вопросе реформирования ОПК и государственного концерна. Сложно вспомнить за последние годы примеры эффективно проведенных реформ, а здесь речь идет о обороноспособности государства. Факапы с перезагрузкой правоохранительной системы и органов
рамблер без рекламы
По словам Каневского, план трансформации УОП уже разработан, необходимые законопроекты подготовлены, силами госконцерна проведен анализ деятельности всех предприятий. Здесь стоит вспомнить заявление Абромавичюса, о том, что треть из 116 компаний концерна убыточны (что говорить, если даже завод имени Малышева — в минусах), не говоря о том, что в концерне есть и полные банкроты. Главные активы этих предприятий — это помещения и земли, которые не могут быть отчуждены, поскольку эти предприятия, по закону, имеют стратегическое значение. А право бесконтрольного распоряжения этим имуществом несет в себе коррупционные риски.
На аудит деятельности УОП было потрачено более 30 миллионов гривен, но его результатов так никто и не увидел. Без этих данных, в спешке, начинать реформирование направление ОПК выглядит странным. Если, конечно, не стоит задача скрыть результаты деятельности.
Глущенко считает, что неэффективность деятельности УОП прятать уже невозможно, это понимает и руководство госконцерна, где 90% чистого дохода дает 27 компаний из 116. В связи с этим, согласно концепции реформирования, ядром новых корпораций должны стать 38 наиболее перспективных предприятий. В принципе, это логичный шаг, цель которого сконцентрировать производство в наиболее востребованных и перспективных направлениях, параллельно избавившись от мертвых предприятий, которые тянут деньги, не принося никакой отдачи. Но и у экспертов, и у сотрудников оборонных предприятий возникло немало вопросов, ответы на которые пока не получены.
«В сложившейся ситуации, совершенно не принципиально, кто будет главным в реформировании Укроборонпрома. Все наши реформы в ОПК упираются в один непреодолимый фактор — отсутствие персональной ответственности! Какая разница, кто будет стоять во главе процесса, если все сведется к очередному написанию программ и презентаций, а когда придет время озвучить результат, то никого из реформаторов уже не будет на месте? Любое теоретически замечательное реформирование будет воплощено на практике только при одном условии: вы ставите на документе срок исполнения и конкретного исполнителя. По-другому это не работает! Ведь в том же Укроборонпроме управляет наблюдательный совет — ответственность размыта», — говорит Глущенко.
Финальный отсчет
Согласно официальным заявлениям, на разработку концепции реформирования УОП ушло 150 дней. Первые пилотные проекты по уже новой модели обещают представить меньше чем за год. Опрошенные изданием эксперты считают, что это реальные сроки, если предлагаемые изменения найдут поддержку на всех уровнях власти. Но, как мы видим, СНБО уже выразило свое «но», к тому же сложно спрогнозировать, какой будет ситуация в стенах парламента.
рамблер без рекламы
По информации Каневского, в скором времени в парламент может быть внесено проекты законов, необходимые для реформирования ОПК. Рабочая группа закончила работу по его подготовке.
«Это оптимистический сценарий, про пессимизм пока не хочется думать. В мая-июне в Раде будет список законопроектов по реформе сектора ОПК», — говорит он изданию.
«Руководство концерна называет примерные сроки рождения первых пилотных проектов по новой модели — 9-12 месяцев. В принципе, можно согласиться с таким временным отрезком, но только при условии, что будет дан зеленый свет на всех уровнях и обеспечено соответствующее законодательное обеспечение процесса. Хотя лично я уверен, что уложиться в этот срок в наших реалиях почти невозможно», — прогнозирует Глущенко.
В любом случае, важно то, что и сторонники, и противники предлагаемой модели реформирования Укроборонпрома, сходят в мысли, что концерн в таком виде не может больше существовать. Давно позабыты новые разработки, международные контракты на поставку вооружений и технологий, а выполнение государственного оборонного заказа находится на грани срыва несколько лет подряд. Но проводить реформу ОПК ради реформы в условиях войны и постоянной угрозы со стороны России тоже не стоит.