Северная разграничительная линия
После окончания Корейской войны в 1953 году полуостров был разделен между двумя странами по 38 параллели. На суше обе страны построили бетонные оборонительные сооружения. Но была ещё и морская граница. На море граница получила название Северная разграничительная линия. Начиная с 1953 года, морская граница стала источником активных боевых столкновений между флотами
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Корвет «Чхонан»
Корвет «Чхонан» ROKS «Cheonan» PCC-772 был четырнадцатым кораблем в серии корветов типа «Пхонан» — противолодочных кораблей ВМФ Южной Кореи. «Чхонан» был относительно небольшим кораблем, водоизмещением 1 200 тонн, длиной 88 метров. Он был вооружен двумя 76-мм и двумя 40-мм артиллерийскими орудиями, четырьмя пусковыми установками противокорабельных ракет «Гарпун», шестью торпедными аппаратами для стрельбы противолодочными торпедами и 12-ю бомбометами. «Чхонан» был введен в состав флота в 1989 году. Такие небольшие корабли считаются «рабочими лошадками войны». «Чхонан» полностью оправдывал это звание. Он постоянно патрулировал Северную разграничительную линию. В 1999 году корвет участвовал в бою у острова Ёнпхендо к востоку от острова Пэннёндо. Бой шел между торпедными катерами, патрульным кораблем и патрульными катерами Северной Кореи с одной стороны, и «Чхонаном» и патрульными катерами Южной Кореи с другой. На «Чхонане» стояли 76-мм пушки, которых не было у северокорейцев, поэтому южанам удалось потопить северокорейский торпедный катер, повредить патрульный корабль и патрульные катера. Правда, и «Чхонан» получил повреждения в кормовой части. Экипаж корвета имел богатый опыт патрулирования и ведения морского боя.
Факты
Отличительной особенностью истории гибели «Чхонана» является почти полное отсутствие реально установленных фактов, и это ещё больше окутывает тайной гибель корвета. Известен один факт — время и место гибели корабля. 26 марта 2010 года в 21-33 по местному времени «Чхонан» находился в миле к западу от острова Пэннёндо. Произошел мощный взрыв. Вода стала поступать внутрь корабля, и через 5 минут корвет разломился на две части и затонул. Корма затонула на глубине 130 метров недалеко от места взрыва. Носовую часть отнесло на 3,5 мили — около 6,5 километров — от места взрыва. Носовая часть затонула на глубине всего 20 метров так, что часть корпуса даже выступала из-под воды. Из 104 человек экипажа погибли 46 моряков. Все офицеры при этом были спасены.
рамблер без рекламы
Забегая вперед, скажем, что обе части «Чхонана» были оперативно подняты и исследованы. Был построен специальный военно-морской мемориал, в который и поместили обе части корабля. Те разрушения, которые видны, дают возможность сделать единственный вывод — корвет уничтожен мощным подводным взрывом.
читайте рамблер без рекламы
Вторым фактом в этой катастрофе является сейсмограмма подводного взрыва, сделанная в 2014 году Корейским сейсмологическим институтом, Геофизическим институтом
рамблер без рекламы
Версии
Основных версий, напомним, чисто теоретических, было три.
Версия 1. Корвет потопила северокорейская подводная лодка. Или сверхмалая подводная лодка. В Южной Корее эта версия получила официальный статус. Более того, её использовали даже на заседании
рамблер без рекламы
Первое, что было сделано — это исследование части найденной торпеды, части корпуса и контрольного образца, полученного при тестовом взрыве. Исследование производились сотрудниками американского Университета Вирджинии и канадского университета Манитобы. Были проведены спектроскопические и рентгеноструктурные исследования трех образцов. Результаты исследования показали, что обломки торпеды и корпуса корвета не имеют следов взрыва, который есть на контрольном образце. Американские и канадские ученые вступили в полемику с учеными из Южной Кореи, и этим дело закончилось. Расследование осталось на прежнем уровне — корвет подорвался и затонул, но как — неясно.
Разработка версии участия подводной лодки КНДР то же не продвинуло расследования. Дело в том, что в КНДР используются торпеды СHT-02D, которые являются китайскими — или северокорейскими — клонами советской торпеды САЭТ-50, которая, в свою очередь, сделана на основе немецкой торпеды T-V «Zaunkönig». Все эти торпеды имеют акустическую систему наведения, то есть наводятся они на шумы винтов, и взрываются в кормовой части цели. Торпеда же, поразившая «Чхонан» попала ему в центральную часть.
Дополнительно появилась информация, которая не была опровергнута Министерством обороны Южной Кореи. Вместе с «Чхонаном» боевую задачу выполнял однотипный корвет «Сокчхо» — ROKS «Sokcho» PCC-778. По некоторым данным (а вот их
рамблер без рекламы
Ну а дальнейший сценарий знаком до боли. В атаке обвинили подводную лодку КНДР, не предъявив ни одного факта. Более того, в стремлении обвинить северокорейцев был нанесен мощный удар по своему флоту! По официальной версии, два противолодочных корвета не обнаружили подводную лодку КНДР, и она торпедировала один из них! Экскурсантам в мемориале «Чхонана» по сути, рассказывают, что северокорейские подводники могут утопить любой противолодочный корабль южнокорейцев!
Заключение
Так что же произошло на самом деле? Раскрыть причину гибели военного корабля могло бы опубликование кадров записи камер наблюдения с острова Пэннёндо, которые велись круглосуточно в инфракрасном диапазоне. Часть записи, то, что произошло после взрыва, и операция по спасению моряков, были обнародованы. Но на обнародование того, что было до взрыва, Министерство обороны Южной Кореи наложило запрет. Что произошло на самом деле, не известно. Версия «дружественного огня» на сегодняшний день является наиболее правдоподобной.