Произошло то, что готовилось десятилетиями, что многим казалось возможным, но необязательным, чего некоторым хотелось бы избежать, ведь разговоры велись о том, что искусство офлайн важнее, чем искусство в виртуальном пространстве.
Все эти вопросы закрылись в одночасье, когда началась пандемия. Искусство и культура перешли в другое измерение. Аспектов для обсуждения здесь множество — и философский, и технологический, и экономический, и, безусловно, управленческий.
рамблер без рекламы
Культура оказалась очень важной! Это уже не инструмент, не сфера — это что-то всепроникающее. Потому что во многом именно культура сохранила социально-психологическое здоровье наций во всех странах мира. Ведь если бы не было того контента, который был наработан за время до пандемии, — если бы музеи, театры, концертные площадки, я уже не говорю о кинематографе, не использовали бы все свои возможности и не открыли бы свой накопленный материал, то, конечно, людям, которые находились и находятся в изоляции, было бы очень сложно. Надо сказать, что культура, которая одной из первых понесла огромные экономические потери, выполнила необычайно важную социальную миссию.
Она обеспечила стабильность общества. Одним из первых обращений, которые я читал, было обращение министра культуры Ольги Любимовой ко всем учреждениям культуры с просьбой перейти в онлайн как можно быстрее — это было еще в марте. И портал Культура.РФ, который готовился задолго до эпидемии, оказался очень эффективным. Понятно, что сегодня на Министерстве культуры лежат огромные заботы экономического характера: без поддержки государства искусству не справиться.
По существу, государство осталось практически единственным дееспособным спонсором. В то же время Министерство культуры — это еще и очень важный методический, аналитический центр, который размышляет о том, что было, что происходит сейчас и что будет с культурой и искусством в будущем.