С 8 по 17 июня в
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
"Не только расскажем о дистанционном образовании, но и покажем его на деле"
Занятия в этом году будут проходить по девяти направлениям, они охватят самые разные темы, включая педагогику театра, режиссерско-актерский курс, менеджмент и PR-технологии в сфере театрального искусства и многое другое.
— Формат «Науруза» — именно образовательный форум — был определен изначально, — рассказывает директор Камаловского театра и исполнительный директор форума Ильфир Якупов. — Он проходит раз в два года, как и фестиваль, оба эти одноименные события перемежаются между собой. Когда школы и вузы начали переходить на дистанционное обучение, мы задумались — наше событие ведь тоже носит образовательный характер, значит? и его можно провести онлайн? Мы отменять форум не стали, а взяли небольшую паузу изначально
"Все приглашенные педагоги переформатировались вместе с нами, написали специальные программы для своих образовательных тем. Они ведь преподаванием занимаются не только на нашем форуме, это их повседневный труд. Но хочу сказать, что еще в 2018 году мы планировали тему этого форума «Онлайн-обучение творческим дисциплинам». Конечно, думали, что это будет оффлайн, однако ситуация скорректировала наши планы. То есть мы не только расскажем о дистанционном образовании, но и покажем его на деле", — добавляет Якупов.
рамблер без рекламы
Директор форума отметил, что участников в этом году ожидается достаточно много. Теперь им не нужно приезжать в Казань и оплачивать проезд и проживание. Все будут заниматься из дома. На сегодня их зарегистрировано около 400 человек из самых разных мест
читайте рамблер без рекламы
"Пандемия показала тупик буквально в шаге от него"
Параллельно в последние три дня форума состоится научная онлайн-конференция о новых измерениях в театральном образовании «Вызовы разума». Здесь театральные деятели из разных уголков мира обсудят вызовы, которые бросает современному театру новая реальность, попытаются спрогнозировать будущее творческого образования в эпоху цифровизации и определить, как цифровое мышление повлияет на процесс существования актера в рамках спектакля.
Обсуждение будет идти сразу на двух языках (с синхронным переводом по необходимости) — русском и английском. Куратором конференции выступит профессор Юрий Альшиц из Германии. Его можно смело назвать хедлайнером фестиваля. Автор книг по театральной педагогике «45 вопросов к роли», «Тренинг forever!», «Вертикаль роли», один из наиболее востребованных современных театральных педагогов, воспитавший тысячи учеников во всем мире, на форуме он будет также вести онлайн-школу-лабораторию для театральных педагогов и актеров драматического театра.
рамблер без рекламы
Интересно, что проект выйдет за временные рамки форума и продлится два месяца, до 1 августа. Результатом работы станут самостоятельно подготовленные спектакли — лучшие работы учеников школы-лаборатории, которые будут представлены в рамках Международного театрального фестиваля «Науруз» в июне 2021 года. Юрий Альшиц поделился свои видением с «Реальным временем», каким будет театр будущего и как отразятся на нем вызовы пандемии:
— Думаю, что театральная жизнь в России и за рубежом сейчас находится в растерянном состоянии. Все, что делается, мне напоминает судороги не умеющего плавать человека, которого бросили в воду. Недавно беседовал со своими коллегами в
рамблер без рекламы
— Мне всегда нравился эпистолярный жанр в литературе. На этот раз выбор остановился на «Девяти письмах» — это прелестный сюжет для юмористического рассказа! Мы планируем сделать спектакль более современным и поменять письма на сообщения через мессенджер. От форума же этого года все мы ждем сохранения духа нашего единства. Пусть каждый из нас сидит дома, но, используя интернет, мы вместе сможем творить новое. Как говорят мои коллеги из Санкт-Петербурга, «одиночество — это смерть в нашей профессии».
Пуче отметил, что в Колумбии все театры живут от кассовых сборов. Все его коллеги переживают катастрофу, им нечем кормить семью. Он уверен, что к нормальной жизни театры смогут вернуться одними из последних среди других областей культуры и экономики. Он не может сказать точно, каким и будет театр после пандемии, но он по-прежнему должен быть местом, где люди будут собираться, «чтобы хохотать и плакать вместе». Сейчас время нужно использовать, чтобы больше читать и создавать хорошие романы, — «подниматься духовно».
Хореографов дистанционное участие не пугает
Московский педагог, хореограф и режиссер
рамблер без рекламы
Александр Андрияшкин считает, что его задача — это внятная система знаний и опыта, которую необходимо донести до участника. Образовательный модуль четко структурирован, в процессе него предполагается не сколько критика и оценка участника, сколько предложения обращать внимание на аспекты и принимать осознанные выборы и решения. Он отметил, что будет рад любому количеству учеников и не ставит верхней планки по их количеству.
"Театр и санитарный режим несовместимы"
Переводчик русской литературы, куратор театральных проектов, представитель Ивана Вырыпаева и Николая Коляды в Польше Агнешка Любомира Пиотровска расскажет участникам форума о современном польском театре. Особую популярность в России польский театр завоевал после фестиваля в Москве в рамках «Золотой маски» в 2011 году. Несмотря на свою «западность», польский театр близок к русскому, поскольку соединяет старую традицию психологического театра с авангардом Тадеуша Кантора, Ежи Гротовского. Конгломерат западного и восточного стал близок и понятен российским людям театра.
— В условиях пандемии театральная жизнь Польши, можно сказать, кипит и не отличается от того, что происходит сейчас в России и Европе, — поделилась пани Пиотровска. — Почти каждый театр старается показывать записи своих спектаклей, читать пьесы по Zoom, там же показывать постановки. Организуются встречи и дискуссии, чтобы была связь со зрителем. Это, конечно, совсем другая связь, она отличается от той, когда человек сам присутствует в зрительном зале. Сегодняшний зритель «приходит» в театр через интернет. В Польше для поддержки творческих людей, артистов от Министерства культуры был организован конкурс грантов для индивидуальных творцов, а также для учреждений. Грантовые средства уже получили ряд библиотек, театров, домов культуры, на эти деньги жизнь этих заведений будет продолжаться, пусть пока через интернет.
Что касается будущего театров, 18 мая в театрах Польши возобновляются репетиции, начинает работу ряд цехов. Однако когда будут открыты сами театры, неизвестно даже приблизительно. Агнешка Пиотровска уверена, что храмы Мельпомены откроются только тогда, когда все требования карантина будут сняты, то есть для посещения не потребуется средств защиты и социальной дистанции.
— Санитарный режим не позволит театрам выжить. Есть опыт Чехии, когда зрителей разрешили пускать с соблюдением двухметровой дистанции. Через две недели театры сами отказались от такой формы работы — слишком накладно. Думаю, будут первым делом готовиться спектакли, премьеру которых не успели показать до пандемии. Будут меняться темы и театральные приемы, которые тогда казались оригинальными и интересными, но в новых условиях стали неприемлемыми. В качестве примера могу привести опыт моего коллеги-режиссера, который планировал начинать новый спектакль дымом, который полностью заполнит зрительный зал. Понятно, что сегодня ни о каком дыме не может быть и речи. Все мы бережем легкие, здоровье. Многие будут в масках, а кашель считается очень опасным, неблагоприятным сигналом. Так что изменится очень многое. А театры, во всяком случае в Польше, думаю, откроются только осенью, — заглянула в будущее наша собеседница.