Глава
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Отметим, что такое «напоминание» относилось равным счетом как к
читайте рамблер без рекламы
Поэтому складывается ощущение того, что Баку почему-то считает, будто кто-то когда — то должен ему преподнести на «блюдечке с голубой каемкой» Нагорный Карабах. Не преподнесет. Может быть, именно поэтому в Кремле есть силы, которые продолжают осуществлять романтическую политику так называемой равноудаленности в нагорно-карабахском конфликте. Ресурс такой дипломатии близок к исчерпанию, а неблагодарной проблемой обеспечения безопасности региона должна заниматься не только одна Москва. Почему только Россия активно выступает посредником между Баку и Ереваном в процессе урегулирования конфликта, а другие сопредседатели Минской группы занимают пассивную позицию? Напомним, что в 2016 году в начале апреля в Нагорном Карабахе произошли боевые столкновения. В итоге 5 апреля были достигнуты договоренности о перемирии в ходе встречи начальников генштабов Азербайджана и Армении в Москве. А что было бы, если бы тогда Россия взяла паузу? Кремль должен набраться мужества и объявить азербайджанской и армянской сторонам о своих национальных интересах в регионе, чтобы лишить их возможности разыгрывать русскую карту в своих интересах.
Но для того, чтобы выйти на исходную позицию, Лаврову необходимо отказываться от режима секретности в переговорном процессе, перестать стремиться нравится всем, начать называть вещи своим именами. Как не крути, но за десятилетия переговорного процесса при посреднических усилиях МГ ОБСЕ фактически ничего не создано для пополнения карабахского досье. К подписанию в 1994 году соглашения о прекращении огня Минская группа не имеет никакого отношения. Тем более, что в них нет публично провозглашаемых позитивных устремлений конфликтующих сторон. И сейчас, если иметь в виду позицию стран-сопредседателей МГ ОБСЕ, видно отсутствие с их стороны стремления выступать с детальными разъяснениями. Как справедливо пишет известный российский исследователь Сергей Маркедонов, «мирное урегулирование по факту заменено конфликтным менеджментом, попытками снизить количество инцидентов, реализовать механизмы обмена военнопленными и ввести, наконец, эффективный мониторинг за нарушениями режима прекращения огня». И одни только слова из серии «бла-бла»: то «пакетный план» (решение всех спорных вопросов синхронно), то «поэтапный подход» (предполагающий стадиальный алгоритм), то проект «общего государства».
В ноябре 2019 года исполнилось 12 лет с момента выработки «Мадридских принципов», включивших в себя основные положения мирного урегулирования. В июле прошлого года отмечался десятилетний юбилей с момента публикации обновленного варианта «базовых принципов», в соответствии с которым страны-сопредседатели Минской группы рекомендовали конфликтующим сторонам «достичь соглашения». Однако, указывает Маркедонов, «Мадридские принципы» остаются «риторической фигурой», а не действующим алгоритмом достижения мира. Поэтому Москве пора вспомнить, что Нагорный Карабах вошел в состав Российской империи «на венные времена» в 1813 году по Гюлистанскому миру. Давно понятно, что ни Баку, ни Ереван не намерены идти на уступки по всем имеющимся вопросам. С прорывными решениями может выступить только кто-то из внешних игроков. России пора начать действовать, чтобы сбить националистический дискурс в Закавказье. Однако на Смоленской площади предпочитают не обращать внимание на это, наивно полагая добиться таким образом лояльности со стороны региональных полиэтничных образований. А ведь наступают новые поствирусные времена.