Наталья, мир тесен — мы с вами в прошлом году пересеклись в новообразованном литературном журнале «Традиции & Авангард», главный редактор которого —
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Почему тираж был сожжен?
Как ни крути у виска, московские менеджеры издательства, отвечавшие за проект, усмотрели в нем крамолу и пропаганду невесть каких запретных эро-изысков. Эро-изысков, вредных, вероятно, для постсовеццких людей 21 века. Намеренно повторюсь — менеджеры, а не редакторы: в санкт-петербургской редакции АСТ, где делали книгу «Я в Лиссабоне. Не одна», работают толерантные профессионалы. А ведь всё было просто — проект был коммерческий, с грифом 18+, однако-с решатели перестраховались и сожгли почти 3000 экземпляров. Разумеется, они оказались в убытке, но им проще было потерять деньги, чем так называемую репутацию, которой-то на самом деле грош цена. Вот чем страшна самоцензура: сверху, официально, никто ничего не запрещает, а на местах на всякий случай кого-то замуровывают живьем… Я писала об этом в пятом номере «Традиций и Авангарда» за 2019 год. Впрочем, есть и хорошие новости!
Книга переиздана, насколько мне известно.
Да, в мае 2020-го наш проект возродил в
рамблер без рекламы
Кстати, Роман Сенчин в интервью о своем новом журнале говорил, что вы собираетесь влиться в его редакционную команду. Это произошло? Если да, то поделитесь планами для журнала.
Да, с шестого номера 2020 года я литературный консультант, он же литагент, он же просто автор журнала. Впрочем, уже давно рекомендовала в «Традиции и Авангард» немало авторов: дали согласие на публикацию
рамблер без рекламы
Конечно.
А помните, у Цветаевой? «Нам знакомо иное рвение… дуновение — вдохновения!». Увы, как говорил Гафт, вдохновение испытывает и посредственность. «В поте пишущий, в поте пашущий…». Если человек не одарен литературным талантом от природы, это не значит, что ему тут же надо перестать писать буковки. Нет, пусть продолжает. Пусть ведет дневник, пусть просто пишет «для себя» некие тексты. Это его самовыражение. Это психотерапия. Это, в конце концов, не разрушает печень, в отличие от. Просто нужно понимать, что слава условной
рамблер без рекламы
Расскажете о вашем необунинском проекте?
Да. Было бы интересно выпустить при жизни на бумаге, а не только в электровиде, сборник новелл собственного производства «Карлсон, танцующий фламенко»… но уж как получится. Я составила несколько лет назад великолепную необунинскую серию прозы «Тёмные аллеи 21 век». В неё входили яркие авторы, лауреаты премий —
рамблер без рекламы
Что конкретно делает литагент?
Литагенты очень разные, у каждого свой сегмент, своя ниша, своя специфика. Каждый автор должен сам пройти все круги ада по поиску своего литагента. Я бы не хотела оказывать коллегам медвежью услугу, рассказывая о том, что делают они: в Сети можно прочесть ту информацию, которую они считают возможной разместить на сайтах. У меня сайта пока нет, некогда сделать. Что же до моего «Литбюро», то работа строится обычно следующим образом: автор присылает рукопись с синопсисом, мы договариваемся об условиях работы, далее я читаю текст и решаю, можно ли показать его издателю — это та самая экспертная оценка. Случается, что текст корявый, но тема интересна — тогда мы можем подумать о редактировании перед тем, как показать роман издателю… тут масса нюансов, описать всё невозможно, ведь каждая рукопись индивидуальна. На самом деле, авторы в целом довольны… ну а «кому должна, того простила». Повторюсь, работаю только с тем, с кем мы энергетически совпадаем, ибо нет смысла тратить жизнь на малоприятных двуногих. Также работаю с драматургами и со сценаристами: у них есть шанс продать ликвидные сериальные заявки.
"Ревизор.ru" — молодежно-ориентированный портал. Среди наших авторов много молодых работников слова. Что вы можете им посоветовать для того, чтобы, во-первых, состояться как литературная единица, а во-вторых, заявить о себе, войти в литпроцесс, задержаться в нем? Легко ли это сегодня?
Посоветовать? Читайте Нору Галь, «Слово живое и мертвое». Каждый начинающий литератор просто обязан прочесть эту книгу переводчицы «Маленького принца». Это азбука саморедактирования. Капельница для умирающего графомана. Как войти в литпроцесс, не ведаю. Да и что такое литпроцесс? Нет никакого литпроцесса, сплошная литпроцессия! Монополизация издательской деятельности… Многие авторы пытаются купить себе имена, заказывают в СМИ «джинсу»… но всё это суета сует. Если у вас нет дара слова, забудьте о писательской карьере — не ломайте себе жизнь и не отнимайте время у профи. Вам, конечно, помогут — но шедевр и просто даже бестселлер за вас никто не напишет. Что значит «задержаться в литпроцессе? „Штамповать по роману в год? Я не из этого круга авторов. И, повторюсь, я „неправильный“ литагент. Я прежде всего литератор, который может кое-что еще. Кое-что еще, кроме своих букв. Очень помогла в этом музыкальная закалка: в прошлом — фортепианное отделение музучилища, далее по списку. Специализировалась в МПГУ по музыкальной психологии, занималась самообразованием именно по психологии… Будучи вне конфессий, считаю психологию буддистов оптимальной для того, чтобы человеку сохраниться как вид. К чему эти слова: когда много часов сидишь за роялем, делаешь себе прививку выносливости на всю оставшуюся. В литературе очень важна выносливость. Очень важно не сломаться. И сохранить свое дыхание. Ритм. Ритм… Несмотря ни на что. В этом смысле мы близки к балетным.
Какие планы на будущее и что вас вдохновляет?
Мои коты. Уникальные существа. Один из них увековечен в моем рассказе „На даче, на луне“, опубликованном в журнале „Топос“. А планы… прожить еще один день на максимуме, а когда треклятое поветрие схлопнется, взять ханг и уехать к океану. Или написать об этом. Что уехал. На всю жизнь и ещё пять минут. Наталья Рубанова. Венеция.