Варшавский договор, вступивший в силу 5 июня 1955 года, стал ответным шагом на появление
рамблер без рекламы
читайте рамблер без рекламы
Варшавский договор, который являлся таким же детищем Советского Союза, как созданный ранее НАТО — детищем
читайте рамблер без рекламы
Что произошло дальше, хорошо известно и довольно печально для многих наших сограждан. Вопреки обещаниям, согласно которым Варшавский договор был ликвидирован, НАТО был сохранен. Более того, именно с 1990 года начинается период его усиления — состав сил альянса увеличился с тех пор на треть. А две из трех организаций, которым Парижская хартия отвела роль кураторов мировой безопасности, оказались фактически под полным политическим влиянием Североатлантического блока — речь идет об ОБСЕ и Совете Европы. Именно тогда компетенции этих структур серьезно мутировали до обслуживания лишь интересов узкого круга стран — США и их союзников.
рамблер без рекламы
Только ООН удалось избежать подчинения интересам коллективного Запада. Немалую роль здесь сыграло усиление
рамблер без рекламы
Ближайшим по времени из таких предложений стала инициатива
рамблер без рекламы
Второй ложный объединительный посыл от НАТО — «общие ценности» стран-участниц. Даже при поверхностном рассмотрении этого тезиса видны его огрехи. Например, у России и Европы базовые нравственные ценности, закрепленные на госуровне, мало чем отличаются. С Америкой же у европейцев веские противоречия. Например, если в США активно применяется смертная казнь, то для
рамблер без рекламы
Косвенно убеждают в реальности такого развития событий и недавние рассуждения экс-главкома сил альянса в Западной Европе генерала США Уэсли Кларка: он уверен, что если Дональд Трамп переизберется на пост президента в ноябре 2020 года (а именно действующий глава Белого дома, по оценкам абсолютного большинства политологов, выступает фаворитом предвыборной гонки), политические акции НАТО существенно упадут.
Возможно, что это попытка понизить рейтинг доверия к Трампу его избирателя. Тем более что ныся расширять военное присутствие США за рубежом — это наверняка раздражает генералов НАТО.
Но внутри самих Штатов идея эта начала зреть еще давно, в первой половине 2000-х годов — вместе с протестом против участия американских солдат в военных переворотах в странах Ближнего Востока. Уже первая попытка — в Ираке — прошла неудачно: американцы там надолго завязли и вынуждены были отказаться от военного сценария госпереворотов. Между тем военные в ходе операций погибли — в американские семьи пришли цинковые гробы, что в США сильно не любят. Вот почему ближневосточная кампания со временем стала рождать совсем дурные для Вашингтона ассоциации с войной во Вьетнаме. Кто может стать «громоотводом» общественного раздражения? В данном случае им наверняка будет НАТО, который и нужен был только для того, чтобы «звездно-полосатые» могли воевать «на стороне».
Теоретически альянс мог бы набрать очки, если бы включился в процесс защиты Договора об СНВ-3. После того как Штаты похоронили ДРСМД, это, пожалуй, последний документ о сдерживании стратегических вооружений в мире, причем его действие заканчивается в феврале 2021 года, и пока американская сторона никак не отвечает на запросы России о продлении договора. Но НАТО явно лишена возможности повлиять на ситуацию — «руль» в данном случае находится не у военных, а у Трампа.
Поэтому планы по роспуску блока нельзя считать исключительно медийным «вбросом». Но рассчитывать, что такой сценарий будет реализован в ближайшие годы, тоже не стоит. «Не думаю, что мы скоро увидим, как альянс будет самораспускаться, — считает Леонид Слуцкий. — При этом утопично надеяться, что он будет обрастать новыми задачами по формированию системы международной безопасности — НАТО сегодня рисуется как ее ключевой элемент, а на деле это гиря на ногах тех, кто в XXI веке реально пытается защитить мир от глобального военного противостояния».
При этом у российских парламентариев нет сомнений, что коренные изменения в сфере обеспечения коллективной международной безопасности предельно актуальны и давно назрели. И даже такая беда, как пандемия коронавируса, дает здесь, как ни странно, новые возможности. Прежде всего шанс получить передышку в бесконечных политических спорах на международных площадках, инициируемых Западом. Для этого лидерам ведущих держав надо вернуться хотя бы на изначальные переговорные точки 30-летней давности — именно это и подразумевает предложение Владимира Путина о саммите «Большой пятерки». Готовы ли к такому шагу лидеры стран — постоянных членов ООН, станет ясно до конца текущего года.