Хотя Словения является участником программ SAC и SALIS, в рамках которых она может использовать авиацию союзников, кризис пандемии SARS-CoV-2 показал, что Slovenska Vojska (SV, Вооруженные силы) нуждаются в собственном транспортном самолете.
По словам министра обороны Матея Тонина, транспортный самолет Let L-410UVP-E Turbolet, принадлежащий SV (изготовлен в 1988 году, тактический номер L4-01, серийн. №912606, на фото), отлично поработал во время кризиса. «Однако оказалось, что в трудные времена Словения может рассчитывать только на собственные ресурсы, и по этой причине правительство Любляны инициировало процесс приобретения нового транспортного самолета», — добавил министр Тонин.
"Хотя мы являемся членами SAC (Strategic Airlift Capability) и SALIS (Strategic Airlift International Solution), оказалось, что трудно получить самолет, когда он нам нужен. Рейс большого транспортного самолета по программе SALIS, способного перевозить 100 тонн груза, стоит 1,2 миллиона евро, что является огромной суммой, если у нас нет 100 тонн товаров, которые можно забрать в определенное время и в определенном месте в КНР", — подчеркнул глава министерства обороны Словении. По словам одного из представителей министерства обороны Словении, сейчас ведутся переговоры с компанией Cofrance Sarl (AVIAV TM) об аренде у нее транспортного самолета Ил-76 на время пандемии.
Тонин объявил, что уже создана рабочая группа, состоящая из чиновников Министерства обороны и офицеров Генерального штаба СВ, цель которых заключалась в том, чтобы определить, какой вариант будет наиболее рациональным для Словении — покупка нового самолета, пожертвование от союзника или совершенно другая инициатива. Тонин отметил, что он не хочет ограничивать себя каким-либо конкретным типом и сначала хочет знать все возможности. По его словам, договор должен быть заключен между правительствами, а самолет может быть доставлен в течение 3 лет после подписания соответствующих документов.
У SV в настоящее время есть, помимо L-410UVP-E, упомянутого в начале, два самолета Pilatus PC-6B Porter. В начале января 2008 года армия решила приобрести один Airbus C-295, однако этот заказ был отменен из-за проблем с эксплуатационной безопасностью после катастрофы такого типа, принадлежащей польским военно-воздушным силам, которая произошла 23 января 2008 года.
Андрей Бочкарев