Внести предложения по импортозамещению в судостроении и выполнению в сроки программы создания рыболовецких и краболовных судов предложили сенаторы представителям отрасли и Министерству промышленности. Такую просьбу они высказали на совещании Комитета Совета Федерации по экономической политике, посвященному участию верфей Дальнего Востока в обновлении российского рыболовного флота.
Осенью парламентарии должны отчитаться о выполнении поручения спикера палаты регионов Валентины Матвиенко, еще в декабре 2019 года выразившей опасения из-за отсутствия технологической готовности и желания у российских судоверфей заниматься строительством судов-краболовов для компаний, которые стали победителями крабовых аукционов. Об этом она сказала на встрече президента России Владимира Путина с руководством Федерального Собрания.
По ее инициативе, Комитет по экономической политике вместе с ведомственными экспертами и судостроителями включился в изучение проблем, связанных с реализацией проекта.
Всего по программе обновления рыболовецких и краболовных судов в ближайшие годы должно быть построено 43 корабля на общую сумму более 166 миллиардов рублей. Непосредственно на дальневосточных верфях до 2021-2025 года планируется завершить строительство 15 судов стоимостью 25,5 миллиарда рублей. Еще 8 единиц среднетоннажного морского транспорта там собираются выпустить в 2023-2025 годах.
Между тем сроки выполнения обязательств постоянно переносятся, а российский вклад в новые корабли порой составляют только их корпуса. Двигатели закупаются в Германии, Финляндии и Японии. Прочее оборудование также в основном поставляется из-за рубежа.
«Если мы строим уникальные подводные лодки, то почему здесь ничего не можем сделать? — спросил председатель комитета Совфеда по экономической политике Андрей Кутепов участников совещания. — Мы должны понимать, что в ситуации, в которой мы выйдем летом из этого коронавируса, совсем другая история будет в экономике. Мы все прекрасно понимаем, что если у нас не будет экспортной составляющей, ничего хорошего не будет. Сформулируйте нам предложение совместно с Минпромом, чтобы наши добытчики, рыбаки наши, ловили на наших судах, ремонтировались на наших же верфях. Да, это, возможно, не такой глобальный оборот. Но это сегодня не глобальный. А завтра все это будет востребовано».