Дата эта была выбрана неслучайно. Несмотря на то, что многие эксперты видят первые ростки появления нашего парламентаризма в событиях и институтах куда более раннего периода — можно вспомнить и боярские думы, и земские соборы или переместиться в 1810 год, когда был создан Государственный Совет. Большинство из них все же сходится в том, что первым российским парламентом стала именно Государственная дума Российской империи. Как и в том, что, просуществовав достаточно кроткий период, отечественный парламентаризм был поставлен на паузу в течение большей части XX века и возрожден из пепла только в последнее его десятилетие.
То есть фактически нужно было начинать все с нуля, заново отстраивать здание важнейшего для любого демократического государства института народного представительства. Учиться во многом на собственных ошибках и стараться нагнать и догнать в сжатые по меркам истории сроки те страны, у которых на это были века.
Несмотря на то, что система российского парламентаризма много шире, чем какой-то один законодательный орган или палата федерального парламента, так объективно сложилось, что в первую очередь она ассоциируется с результативностью работы Государственной думы.
В разные годы эта деятельность по-разному оценивалась внешними наблюдателями. Мы видели и депутатов, работающих в режиме непрекращающегося ток-шоу, и то, что потом вошло в историю с характеристикой «бешеный принтер».
В конечном счете после нескольких десятилетий эволюционного пути мы пришли к нынешнему состоянию парламентаризма. Не без поводов для критики, естественно, но уже к Госдуме как «месту для дискуссий», выработки и проработки принимаемых решений, реального представительства своих избирателей как сформулированной базовой ценности.
Сложно переоценить полезность тех тектонических изменений, которые произошли в нынешнем созыве нижней палаты с точки зрения и внутренней организации работы депутатского корпуса (повышение уровня дисциплины, системности), и взаимоотношений с исполнительной властью, и внешнего позиционирования.
По сути, это был качественный переход на новый уровень, опять же эволюционный скачок в развитии парламентаризма. Без которого, разумеется, не могло быть и речи о получении новых конституционных полномочий, если, конечно, их одобрят россияне в ходе предстоящего голосования по изменениям в основной закон.
В этом году День российского парламентаризма будет отмечаться в условиях серьезнейшего испытания для всей страны — эпидемии коронавируса и экономического кризиса. И во многом отношение к парламентаризму в целом, и к депутатам, к Федеральному Собранию в частности, будет формироваться на основании того, как они проявят себя в этот непростой период.
И это, безусловно, новый вызов. Требующий оперативной реакции, гибкости принимаемых решений, своевременного парламентского контроля «на земле», постоянного диалога с людьми, эффективности мероприятий по оказанию реальной помощи тем, кто попал в беду, лишился работы и доходов.
Справедливости ради, надо отметить, что, по крайней мере, на федеральном уровне этот вызов был принят. Государственная дума оперативно рассмотрела несколько пакетов антикризисных мер, инициированных президентом и депутатским корпусом. Находится в диалоге с правительством по таким актуальным для людей вопросам, как, например, сдерживание роста цен, готовит в настоящее время новые предложения, ориентированные на помощь предпринимателям. В том числе в рамках созданной специально под эту задачу новой межфракционной комиссии по вопросам поддержки малого и среднего бизнеса. Сами депутаты ориентированы на работу в регионах со своими избирателями.
Разумеется, ставить какие-либо оценки за экзамен, который проходит сегодня все государство и все ветви власти, пока еще рано. Но очевидно, что сформировавшаяся за последние десятилетия конструкция российского парламентаризма на своем уровне способна дать адекватные ответы на возникающие в связи с эпидемией и кризисом вопросы и вызовы.