О текущей ситуации в российской культуре, о влиянии самоизоляции, о будущем развитии в интервью агентству «Победа РФ» рассказывает министр культуры России Ольга Любимова.
— В период кризиса культура является предметом первой необходимости или отходит на второй план?
— Культура остается востребованной всегда. Сейчас это подтверждает статистика: например, на портале «Культура.РФ» посещаемость раздела с программой онлайн-трансляций увеличилась в 17 раз. Ежемесячно на ресурсе сейчас бывает примерно четверть миллиона пользователей. Перед ними открываются прекрасные возможности более удобного и простого доступа к культурным мероприятиям.
Можно составить топ популярных видеоматериалов — это спектакли «Юнона и Авось», «Любовь. Письма», «Денискины рассказы», трансляции из цикла «Домашний сезон» Московской филармонии, а также постановки Большого театра.
Музеи уже давно и успешно работают в онлайн-формате. Практически у каждого из них есть свои цифровые ресурсы — с виртуальными экскурсиями и образовательным контентом. А сегодня, в аномальной ситуации, музеи стали еще более креативными. Они предлагают посетителям абсолютно новые идеи и подходы к изучению искусства, культурного наследия. Теперь в онлайн-режиме можно увидеть то, чего нельзя увидеть даже офлайн.
Например, в реальном времени зритель видит, как распаковывают и развешивают картины Ильи Репина в Третьяковской галерее. А Эрмитаж посвятил один из своих эфиров дежурным службам и инженерным системам музея. Зрители получили возможность оказаться на настоящем диспетчерском пульте и увидеть, как обеспечивается сохранность экспонатов, — это то, к чему в обычной жизни доступ посетителям запрещен по причинам безопасности.
ГМИИ имени А. С. Пушкина — один из лидеров цифрового музейного дела — предлагает радиоконцерт Евгения Кисина в рамках фестиваля «Декабрьские вечера». Это прекрасная возможность увидеть выступление для тех, кто в свое время не смог на него попасть, и для тех, кто хочет еще раз пережить эмоции от увиденного.
Уже очевидно, что внедрение во всех областях культуры цифровых и медиатехнологий заставляет наши учреждения искать новые технические решения, адаптировать под них программное оснащение, привлекать профильных специалистов, но главное, генерировать новые идеи.
Наши театры активно ведут работу онлайн, показывают и архивные записи, и прямые эфиры спектаклей, и постановки текущего репертуара. Много и продуктивно работают с такими сервисами как «Премьер», «Окко», «Кинопоиск» и другие.
Александринский театр одним из первых вышел не просто в онлайн-вещание через социальные сети и собственный сайт, но и стал единственным драматическим театром страны, который организовал многокамерную съемку, трансляцию спектаклей через спутниковое телевидение и в онлайн-кинотеатре в партнёрстве с мультиплатформенным оператором «Триколор». Например, при пустом зале была сыграна премьера спектакля «Маузер», которую в прямом эфире, на экранах телевизоров, посмотрели 350 тысяч зрителей по всей стране.
— Министерство в числе первых отреагировало на самоизоляцию граждан, переведя работу многих подведомственных театров, галерей, музеев в онлайн-режим. Как вы считаете, такое решение эффективно? Если человек не интересовался культурой офлайн, то зачем ему интернет-доступ к ней?
— Культурное наследие, представленное онлайн, в цифровом формате уже обрело своего благодарного зрителя, в основном, это, конечно, молодежная аудитория. Сегодня же, когда такой формат стал единственно доступным, его оценили и приверженцы традиционных способов общения с культурой. Об этом говорит статистика сайтов и аккаунтов в социальных сетях.
Например, за последние две недели посещаемость просветительского онлайн-проекта Третьяковки «Лаврус» увеличилась в 5,5 раз, а Эрмитаж только за две недели получил 15 млн (!) онлайн-посетителей, при обычных 4,5 млн в год.
Кроме того, переход концертных учреждений, оркестров и хоров в режим работы онлайн стал важным инструментом для продвижения академического музыкального искусства. В условиях вынужденной приостановки проведения культурно-массовых мероприятий, с одной стороны, мы обеспечиваем потребности населения, привыкшего ходить в концертные залы, а с другой — находим новую, преимущественно молодёжную, аудиторию, которая посредством интернет-трансляций, интересных флешмобов музыкантов в социальных сетях, знакомится с академическим искусством, и в будущем, возможно пополнит ряды офлайн— зрителей.
Самыми активными в этом плане оказались молодые музыканты оркестров, которые, находясь дома, не только разучивают новые программы, чтобы поддерживать высокую профессиональную форму, но и записывают короткие ансамблевые видеоролики с известными произведениями, запускают новые тематические хэштеги и соревнуются друг с другом в сети.
Многие творческие коллективы совсем недавно открыли свои каналы в известных видеохостингах и страницы в социальных сетях, где публикуют не только архивные записи и материалы, но и новые программы, реализуемые в режиме удалённой работы. При этом все коллективы отмечают, что с начала периода самоизоляции просмотры материалов выросли более, чем в 10 раз.
Рост интереса мы отмечаем и к деятельности театров. Так, за последний месяц рост посещаемости основных медиаресурсов Мариинского театра (mariinsky.tv, vk.com/mariinskytheatre, youtube.com/mariinskyru) составил от 500 до 900%. А общее число просмотров с 19 марта превысило 25 млн
Виртуальная аудитория Детского музыкального театра имени Натальи Сац увеличилась в семь раз — самым популярным у них стал спектакль «Спящая красавица».
Общий охват читателей и зрителей онлайн-ресурсов МХАТ имени М. Горького с 25 марта превысил 6 млн человек. Возрос зрительский интерес к публикациям в социальных сетях: наиболее востребованным у пользователей оказался проект «МХАТ говорит».
Вдвое увеличился охват посетителей в социальных сетях Российского академического молодежного театра: чтобы оставаться со зрителем, они открыли собственный YouTube-канал.
Главной инициативой Большого драматического театра имени Г. А. Товстоногова стал проект «БДТ Digital» (www.bdtdigital.ru). Портал начал работу 13 апреля, и за эти несколько дней его уже посетило более 15 тысяч человек, что почти в два раза превысило среднюю дневную посещаемость основного сайта БДТ в период до 15 марта 2020 года.
— Будем надеяться, что режим самоизоляции продлится недолго. Когда люди вернутся на улицы, к привычной жизни, сохранится ли спрос на посещение объектов культуры? Ведь уже насмотрелись онлайн, поднакопили багаж: зачем же идти в театры и музеи, тратить время и деньги? Не приведет ли открытый онлайн-доступ к будущим потерям на входных билетах?
— Размещенные в сети выступления, спектакли, экскурсии и другой контент — это хороший стартовый капитал для человека, который хочет познать культуру, это отличная возможность для самообразования. Уже сейчас театры, музеи, библиотеки продумывают планы на будущее, чтобы после возобновления деятельности удивить публику новыми проектами.
Кончено, все мы уже соскучились по живому театру, походу в кино, на выставку. Ничто не заменит живой энергии сцены и зрительного зала. И, полагаю, тем, кто впервые столкнулся, например, с великолепными балетами, уникальными экспозициями в онлайне — захочется испытать это чувство и в реальной жизни.
— Когда угроза пандемии снизится и режим самоизоляции будет ослаблен, вы будете рекомендовать подчиненным ведомствам закрыть онлайн-доступ? Или монетизировать?
— Согласитесь, странно делать платным то, что уже было бесплатным. Тем более что большое количество контента доступно на портале «Культура.РФ», и брать плату за его просмотр уж точно никто не собирается.
Кроме того, мы рекомендуем нашим подведомственным учреждениям сохранить онлайн-форматы на будущее, так как очевидна их востребованность среди аудитории. Возможно, придется их скорректировать, объединить с офлайн-мероприятиями. Нужно подумать над этим.
— Сейчас только ленивый не вспомнил Болдинскую осень Пушкина во время изоляции поэта из-за эпидемии холеры. Как вы считаете, сегодняшнее вынужденное затворничество деятелей культуры приведет к каким-то новым проектам, произведениям, разработкам? Или вы на это надеетесь?
— Не только Александр Сергеевич был продуктивен в изоляции. Николай Васильевич Гоголь также много работал, находившись на карантине. Если говорить о наших с вами современниках, то многие сценаристы сейчас трудятся буквально круглые сутки, создавая новые сценарии для онлайн-проектов и платформ. Многие их работы в дальнейшем будут представлены на конкурсах Фонда кино и нашего ведомства в области кинематографии.
Руководители и коллективы театров, музеев, библиотек, филармоний тоже погружены в творчество — продумывают будущий репертуар, ищут новый материал и разрабатывают новые программы.
— Эксперты, финансисты и политики предсказывают жесткий экономический кризис после окончания пандемии коронавируса. Как к нему готовится Министерство культуры? Что может ждать культурную сферу — закрытие учреждений, массовые увольнения?
— Министерство проводит ежедневный мониторинг с выплатой зарплат в региональных и муниципальных учреждениях культуры. На текущий момент все регионы имеют возможность в полном объеме выполнить обязательства перед работниками.
Регулярно общаемся с нашими подведомственными организациями. На уровне Правительства России уже принято решение по сохранению объемов финансирования подведомственных учреждений культуры при недостижении отдельных показателей государственного задания в этом году.
Министерство также проводит анализ текущей ситуации и занимается определением необходимых объемов финансирования, чтобы обеспечить выпадающие доходы подведомственных учреждений культуры: по федеральным музеям, театрам и концертным организациям.
— В России развитие культуры во многом строится на государственной поддержке. Министерство культуры оказывает финансовую помощь учреждениям культуры, в том числе через специализированные фонды, вроде Фонда кино. Продумывается ли сохранение такой государственной помощи — в какой части, в каких объемах? В кризис фонды иссякнут, закроются?
— Фонд кино продолжает свою работу в штатном режиме. 22 апреля, например, состоялось заседание Совета, где было принято решение направить совместные усилия Министерства культуры и Фонда кино на разработку пакета антикризисных мер для поддержки отрасли.
В мае ведомство также начнет процедуру отбора проектов, претендующих на государственную поддержку в сфере кинематографии. Представители киносообщества очень ждут этого события, и мы ожидаем большое количество заявок. Упомянутый Фонд кино в 2020 году проведет три конкурса, первый из которых уже объявлен, и сейчас осуществляется сбор заявок. Его результаты будут известны летом.
В сложившихся условиях важно не только поддержать индустрию кинематографии, но и дать импульс к ее развитию в дальнейшем. Поэтому все собранные предложения будут учтены в стратегии развития отрасли до 2025 года, которая будет разработана до конца мая текущего года.
— Сохранится ли международное культурное сотрудничество, или пандемия разрушит культурные связи между странами?
— У министерства запланировано много международных культурных акций, все они проводятся по нашим международным обязательствам, вытекающим из межгосударственных и межправительственных соглашений. По итогам консультаций с зарубежными партнерами мы переносим все мероприятия на осень-зиму текущего года. В случае негативного развития ситуации перенос может быть и на начало 2021 года.
Так или иначе, но все свои обязательства мы выполним, в том числе это касается и фестиваля «Русские сезоны», и перекрестных годов с зарубежными странами, и Дней духовной культуры России за рубежом, и, конечно же, мероприятий, посвящённых 75-летию Победы и роли нашей страны в освобождении мира от нацизма.
Также в штатном режиме ведется подготовка к проведению IX Санкт-Петербургского международного культурного форума, который в этом году запланирован на 12-14 ноября. Пока планируется проведение мероприятий форума в полном объеме, но вместе с тем, понимая трудно прогнозируемую эпидемиологическую ситуацию, рассматриваются возможные цифровые форматы участия.
Одновременно с этим продолжает свою работу одно из направлений форума — открытый лекторий «Культура 2.0»: 10 апреля прошла сессия «Культура онлайн» с дистанционным участием спикеров из России, Бельгии, Азербайджана и Швеции. На официальном портале форума, в том числе в социальных сетях, запущен ряд проектов, направленных на поддержку и продвижение отрасли культуры в нынешней ситуации, публикуются экспертные мнения и организован доступ к видеоматериалам форумов прошлых лет.
— В год 75-летия Победы какие задачи ставит перед собой Министерство культуры?
— Мероприятия, посвященные годовщине Великой Победы, занимают особое место в деятельности министерства и наших подведомственных учреждений. Безусловно, главные в этом процессе — музеи, специализирующиеся на исторической тематике: Государственный исторический музей, Центральный музей современной истории России, «РОСФОТО» и, конечно, военно-исторические музеи — Музей Победы, Музей-заповедник «Сталинградская битва», Севастопольский военно-исторический музей-заповедник, Музей-заповедник «Прохоровское поле».
Музей Победы, например, готовит открытие экспозиции «Подвиг народа» о самых разных гранях войны: об эвакуации, героическом труде людей в тылу, сопротивлении, партизанском движении. Планируется, что это будет поражающий своими масштабами и достоверностью проект, основу которого составит более 7 тысяч экспонатов военного времени. Благодаря современным мультимедийным технологиям для посетителей будет создан эффект погружения.
Кстати, сюжеты об открытии этой экспозиции можно будет увидеть 9 мая по телевидению: это очень важно, в первую очередь, для пожилых людей, для ветеранов, которым такой формат гораздо ближе и привычнее.
Также все мы ждем открытия Ржевского мемориала Советскому солдату, завершения реставрационных работ на мемориальном комплексе «Сапун-гора» в Севастополе и скульптуры «Родина-мать» в Волгограде, открытия нового комплекса музея-заповедника «Прохоровское поле» и Музея Зои Космодемьянской в деревне Петрищево (проект Российского военно-исторического общества).
Не все эти крупнейшие события можно будет провести в мае 2020 года, но весь текущий год будет годом празднования 75-летия Победы, и мы обязательно их проведем — полноформатно, достойно, торжественно.
Продолжается работа по увековечиванию памяти наших героев. В Год памяти и славы планируется создать не менее 30 памятных мест, посвященных военной истории России, из которых 27 посвящены Великой Отечественной войне. Кроме того, более 500 мемориальных досок, посвященных памяти Героев Советского Союза и полных кавалеров ордена Славы, будет установлено в различных регионах нашей страны.
Практически все федеральные театры подготовили специальные программы для ветеранов: МХТ имени А. П. Чехова покажет трансляцию спектакля «Прокляты и убиты» по роману Виктора Астафьева и специальный онлайн-концерт «Песни военных лет» с участием артистов театра, режиссер этого концерта — Марина Брусникина.
Очень личные истории о войне и победе подготовили в Александринском театре. Это документальный фильм «Военный альбом александринцев», представляющий рассказы корифеев сцены — А. А. Чепурова, Н. С. Мартона,
А. Н. Волгина, С. С. Сытника, С. И. Паршина — о том, как театр и артисты переживали военные, блокадные дни. И проект «Хотелось бы всех поименно назвать…» — рассказы артистов Александринского театра о своих родственниках, принимавших участие в Великой Отечественной войне.
Премьеру спектакля «Моими глазами…» (монологи известных людей, переживших войну) Государственного театра Наций можно будет увидеть 9 мая в онлайн-кинотеатре «Окко».
Государственный академический Центральный театр кукол имени С. В. Образцова представит виртуальную выставку «ГАЦТК на фронте» в воспоминаниях, письмах, фотографиях.
Ещё один замечательный флешмоб, который объединит все наши регионы и людей самых разных поколений, — это акция «Окно Победы». Она состоится по инициативе Минкультуры и Ассоциации «Духовое общество» имени Валерия Халилова во всех регионах страны. Принять участие в акции сможет каждый гражданин России. Для этого 9 мая ровно в 12:00 нужно будет открыть окно либо выйти на балкон и присоединиться к исполнению нашей великой песни «День Победы».
Каждый творческий коллектив подготовил обширные программы, посвящённые юбилейной дате. К майским праздникам все федеральные оркестры и хоры подготовили специальные онлайн-программы, которые будут размещены в открытом доступе на официальных сайтах учреждений, а также в социальных сетях.
8 и 9 мая в Московской филармонии состоятся две онлайн-программы: Российского национального молодёжного симфонического оркестра под управлением маэстро Валерия Абисаловича Гергиева и Государственного симфонического оркестра кинематографии «Серёжка с Малой Бронной и Витька с Моховой…» — на основе произведений участника Великой Отечественной войны, лейтенанта взвода разведки, композитора, Андрея Яковлевича Эшпая, которому 15 мая исполнится 95 лет.
8 мая на сайте ВГТРК и в онлайн-кинотеатре «Окко» пройдет концерт оркестра «Новая Россия» под управлением маэстро Юрия Абрамовича Башмета «Завтра была Победа».
В связи с эпидемиологической ситуацией многие мероприятия переносятся на второе полугодие. Так, осенью запланирован большой гастрольный тур по городам России Ансамбля имени Л. Г. Зыкиной с программой «Растет в Волгограде берёзка» и музыкальным спектаклем «А зори здесь тихие».
При поддержке Минкультуры России в течение года по городам России пройдут гастрольные проекты, посвящённые 75-летию Победы, Всероссийский хоровой фестиваль, охватывающий более 70 субъектов РФ, пять фестивалей духовых оркестров, организуемых Всероссийским духовым обществом и другие. — Ваши родные воевали, помогали фронту? Как Вы храните о них память?
— Моя семья бережно хранит воспоминания бабушки и дедушки о том времени. Я с детства воспитывалась на этих рассказах. Весь путь моей бабушки и специфика ее работы наложили особый отпечаток на сохранившиеся воспоминания. Она была балериной Большого театра и делилась с нами рассказами о жизни в то время, о концертах для фронтовиков.
Моего дедушки, Вадима Васильевича Шверубовича, не стало, когда я была еще маленькой. Поэтому о его истории знаю только по рассказам родителей. Он был скромным человеком и не любил вспоминать, как добровольцем ушел на фронт от дверей МХАТа, по той самой Минской трассе в сторону Смоленска, по которой я сейчас часто езжу. В этот момент я, конечно, вспоминаю его. Вадим Васильевич воевал, был партизаном и очень быстро попал в плен, где чудом остался жив, прошел через весь этот кошмар. Он вернулся домой намного позже, чем завершилась война, в то время, когда возвращались другие уцелевшие военнопленные.
Я очень благодарна легендарному артисту Игорю Владимировичу Кваше, ныне покойному, который сохранил воспоминания моего деда и написал по ним рассказ. Это произведение хранится у меня, оно стало нашей семейной реликвией, к которой мы относимся с нежностью. Теперь и я, как раньше мои родители, рассказываю своим детям о том, через какие испытания прошли мои бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки.
#аг