Из-за коронавируса миллионы школьников по всему миру не ходят в школы, и Россия не исключение. Надежды на «цифру» не оправдались: учителя не могут разобраться с Zoom, ученики превращают онлайн-уроки в балаган, а родители боятся, что цифровое обучение останется с нами и после коронавируса. Разбираемся, действительно ли нас принудительно загоняют в цифровое рабство и чем это грозит.
Известная ведущая Екатерина Гордон обвинила Германа Грефа в навязывании цифровизации и дистанционного обучения детей, которое вынужденно ввели в условиях карантина из-за эпидемии коронавируса. По мнению Гордон, если по всей стране будет введена «цифра», то за все процессы будут отвечать не люди, а искусственный интеллект, а граждане попадут в цифровое рабство, «из которого уже не выбраться».
Гордон опубликовала достаточно эмоциональный ролик, в котором раскритиковала инициативу Валентины Матвиенко узаконить дистанционное образование, а также набросилась на Германа Грефа, который, по мнению Гордон, взял на себя право решать судьбу всего российского образования.
«Это тот человек, который говорит о том, главная суть преобразования образования должна заключаться в том, чтобы мы от знаний переходили к навыкам. Который публично на мировых конгрессах позволяет себе высказываться о том, что толпе не нужно давать много знаний. Который, мне кажется, последователь евгеники и довольно резких направлений… и мне очень странно, что именно этот человек решает, какое образование нужно давать моему ребенку»
Нам навязывают цифровое образование, которое провалилось в эти дни, к которому не готовы ни учителя, ни ученики, считает Гордон. «Нет достойных программ. То, на что бы Грефу, Матвиенко, Голиковой понадобились бы десятилетия, годы апробирования этих программ, если бы они делали это все законно и по уму, и действительно во благо наших детей — теперь это все требует срочно узаканивания, требует срочных поправок, требует срочно то, что вы увидите. Не будет нормальных школ, не будет нормального образования у ваших детей».
Гордон также добавила, что по первому образованию она педагог, и имеет возможность своими глазами наблюдать так называемую «эффективность» онлайн-образования на примере двух своих детей.
«Учебный год сорван»
Безусловно, в ролике Кати Гордон много эмоций. Но многочисленные примеры со всей страны подтверждают тот факт, что российская система образования оказалась совершенно не готова к переходу на «цифру». Не все ученики вовремя выходят на связь, из-за плохого качества соединения уроки «зависают», а учителям, в особенности возрастным, сложно разобраться с мудреными гаджетами.
«Берём задания на Яндекс. Диске и учимся сами, — пожаловалась мама третьеклассника Елена Потапова в социальной сети Facebook. — А домашнее задание высылаем на почту учителю одним письмом. Другой технической возможности у школы в 21 веке нет. Когда родителям работать, непонятно. Где хвалёная цифровизация? Всё «на коленках».
Судя по сообщенным мне новостям, учебный год сорван, сообщает автор телеграм-канала «Незаслуженный учитель России».
«Три разных ученика рассказали, что у них это хваленое дистанционное обучение есть, но оно не работает. У детей по два урока в день, домашнее задание им задают одним огромным списком, а сидение дома расхолаживает — ученица вот рассказала без тени смущения, как сегодня должна была залогиниться на урок, но проспала, потому что спит теперь до 11 утра»
В голосовые чаты, пишет автор канала, набивается по двадцать галдящих детей, у четверти из них хрипят микрофоны, еще четверть играет в игрушки, а остальные переспрашивают через слово. «Ученик довольно сообщил, что на последнем уроке бестолковость детей довела учительницу до слез. Впрочем, он быстро перестроился, упер в камеру свои искренние голубые глаза и сказал, что это хамство и он в этом не участвовал. Потому что он отключил микрофон и играл в игрушки».
Родителям онлайн-уроки также пришлись не по душе. Многие, заглянув через плечо детей в монитор, ужаснулись качеством знаний, которые дают их отпрыскам, а кто-то всерьез опасается, что чиновники будут продавливать введение дистанционного обучения и после снятия карантина, увидев в этом отличную возможность сэкономить на реальных школах.
Кроме того, дистанционное обучение в младших классах автоматом потребует, чтобы кто-то из членов семьи постоянно находился с ребенком дома. Если есть бабушки и дедушки, готовые помочь — еще ничего. Или если муж зарабатывает достаточно, чтобы жена могла полностью посвятить себя детям. Но с учетом пенсионной реформы и растущих проблем в экономике это станет роскошью, доступной небольшому количеству семей в России.
А нужна ли вообще «цифра» школе?
О преимуществах цифрового образования мы слышим не первый год, и не только от Германа Грефа — хотя, как отмечала Екатерина Гордон, для своих детей он почему-то выбирает совершенно традиционные, очные формы обучения. Действительно, прогресс не стоит на месте: интернет никуда не исчезнет, как и скачивание оттуда рефератов. А вместо штудирования пыльных энциклопедий ученики будут неизбежно лезть в «Википедию».
Школы обязаны подстраиваться под новые технологии, меняться вместе с окружающим миром. Вопрос лишь в том, будут ли эти технологии помогать, или же будут менять саму суть образования? Вопрос не столь праздный, как может показаться. Тем более, коронавирус сыграл цифровизации на руку.
Ещё в 2018 году в России был принят проект «Цифровая школа» — одна из самых масштабных реформ в нашей стране. По планам, к 2020-му году должны были появиться «цифровые учебно-методические комплексы» по 11 предметам, а также по 40 дисциплинам в основной и старшей школе, которые призваны заменить «частично либо полностью» традиционные бумажные учебники. Вместо аттестатов и оценок у учеников будут «цифровые портфолио», где детей будут оценивать по 100-бальной шкале, включая такие составляющие, как «посещение уроков», «индивидуальный прогресс обучения» и так далее.
Роль учителя будет сведена до наставника — так называемого тьютора. То есть, педагоги больше не будут заниматься воспитанием личности детей, а выступят в качестве инструктора, не более того. Все это несет в себе серьёзные угрозы нашим детям и грубо нарушает статьи Конституции и действующего законодательства РФ, считает Ольга Четверикова, кандидат исторических наук, доцент МГИМО. Во-первых, озвученные планы никак не учитывали мнение родителей. А во-вторых, электронное обучение внедряется в качестве безальтернативного.
Четверикова также указывает, что влияние гаджетов на детей может привести к необратимым последствиям. Например, Ассамблея комитета министров Совета Европы (ПАСЕ) в 2011 году опубликовала обширный доклад, в котором указала на опасность использования большого количества электротехнических средств и призвала страны ЕС «принять все разумные меры для уменьшения воздействия электромагнитных полей, в частности радиочастот мобильных телефонов, особенно воздействия на детей и молодёжь», а также отдавать предпочтение проводным средствам подключения к сети Интернет в школах.
«Проект «цифровая школа», ликвидируя традиционное педагогическое наследие и всю систему передачи фундаментальных знаний, ведёт к явной умственной и интеллектуальной деградации молодёжи и детей. Именно поэтому от нас скрывают, что как раз тогда, когда в России вводят электронное образование, на Западе идёт широкое обсуждение разрушительных последствий действия электронных школ, которые существуют там уже несколько лет… В силу вышесказанного, проект «Цифровая школа» следует рассматривать как диверсию против российского образования и преступление против наших детей. Это антинациональный проект, направленный против интересов общества, реализация которого категорически недопустима»
А как у них?
В то время, как в московских школах организуют wi-fi сети, в Европе настороженно относятся к новым технологиям. Например, во Франции в 2018 году президент Эмманюэль Макрон полностью запретил пользоваться гаджетами в школах детям в возрасте от 3 до 15 лет. Ведущие западные страны давно оценили все возможности новых технологий в образовательном процессе и пришли к выводу: они могут выполнять лишь служебную, утилитарную функцию, а при непродуманном внедрении могут нанести вред.
Поэтому, несмотря на гораздо бОльшую степень проникновения «цифры» в западные школы, нежели в России, там основными технологиями обучения в учебных заведениях по-прежнему остаются традиционные формы и методы: уроки, лекции, практические занятия и непосредственное общение учеников с преподавателем.
Конкуренция за умы детей
Не так давно сферу российского образования сотрясали скандалы на фоне соперничества между крупнейшими игроками в сфере учебной литературы. В войну, как пишет телеграм-канал «Кремлевский мамковед», оказались втянуты не только профильные министерства, но и суды, Генпрокуратура, Минюст, ФАС, СМИ.
«В данный момент новость о слиянии «Просвещения» и «Российского учебника» представляет особую актуальность», — указывают авторы канала. «Это связано с беспрецедентной ситуацией, вызванной пандемией коронавируса и переходом всей системы образования на дистанционный формат работы.
Основная проблема, с которой при этом столкнулись учителя, школьники и их родители, связана с многообразием созданных в последние годы образовательных платформ. При всем богатстве выбора ни одна из них не смогла справиться с гигантским трафиком (в стране 16 млн школьников) и, что еще важнее, гарантировать предоставление верифицированного контента, соответствующего образовательным стандартам и примерной программе. Очевидно, что в стране должна появиться единая платформа, которой доверяют и учителя, и родители. Технологические решения по ее созданию могут стать предметом конкуренции между IT-компаниями, но наполнение ее контентом под силу только такому крупному оператору, как „Просвещение“.
Цифровая экономика — это никоим образом не новые цифровые технологии, предупреждает Ольга Четверикова. „Это просто экономика больших данных, когда данные превращаются в основной товар, когда они приобретают значение экономической категории. Когда они становятся активом, который можно покупать и продавать. Чем их у тебя больше — тем ты богаче. Те корпорации, которые владеют большими данными — те компании сегодня лидируют в этой конкурентной борьбе“. Нетрудно догадаться, у какой из российских компаний этих данных больше всего.
Возвращаясь к роли Германа Грефа, Четверикова указывает, что »Сбербанк» метит в главные реализаторы проекта цифровизации России — не только образования, но и всей экономики. И не случайно образование у Грефа стоит на первом месте, считает она. «Цифровая платформа — это новая бизнес-модель. Она управляется людьми с новым типом сознания — айтишниками, экономистам и юристам ее сложно понять. Она убирает всех посредников и начинает контролировать весь процесс производства и в конечном итоге контролирует весь рынок».
Какая «цифра» нам нужна?
Безусловно, эпидемия коронавируса сыграла на руку адептам установления нового цифрового порядка. Не стоит видеть в этом очередной масонский заговор: просто бизнес, ничего личного. Однако тем родителям, которые хотят, чтобы их дети получили достойное и качественное образование, стоит обращать внимание на все инициативы, связанные с трансформацией российских школ. Чиновники уже поспешили заверить людей, что удаленное обучение в России внедрять не будут. По крайней мере, пока.
«Мы, конечно, не заменим традиционную систему образования, традиционную школу дистанционным обучением. Но бесценный опыт, который мы сейчас приобретаем, мы, конечно, будем использовать для повышения качества нашего школьного образования», — заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на пресс-конференции ТАСС в рамках запуска проекта «Моя школа online»
Нельзя допускать, чтобы лучшие традиции фундаментального образования были попросту заменены бездушными алгоритмами. Каким именно может выглядеть такое будущее — гадать не нужно: если вы еще по каким-то причинам не смотрели сериал «Мир дикого Запада» — обязательно сделайте это. Самое интересное, применительно к нашей статье, наглядно представлено в последнем сезоне. Вот почему так важно именно сегодня самое широкое обсуждение трансформации российского образования. А что касается «цифры» — игнорировать ее, конечно, нельзя. Но пусть она поможет учителям, педагогам и управленцам в сфере образования совершенствовать лучшее, что создано человечеством. И готовить к будущему творцов, а не винтики.