Мир словно замер в коронавирусной карантинной спячке. По крайней мере так кажется, глядя на пустые улицы крупных городов, стоящие на приколе самолёты и так далее. Тем не менее даже во время карантина промышленность работает, особенно военная. Армии и процессы их перевооружения и боевой подготовки тоже движутся — где-то более-менее нормально, а где-то сильно забуксовав.
Проблемы и решения
Несмотря на «месячник самоизоляции» (который, похоже, продлят), многие стратегически важные предприятия в России продолжают работать. Большая часть ОПК под этот критерий подпадает. Тем не менее во время первой недели объявленного карантина на них было лишь 5–10% работников, которые выполняли самые срочные работы по гособоронзаказу (ГОЗ) или экспортным контрактам в стадии скорой отгрузки. Но постепенно процент работающих вырос после того, как ограничения были ослаблены.
Конечно, надо учитывать, что эпидемиологическая обстановка в Москве, с львиной долей заболевших COVID-19, и где-нибудь в Приморье — совершенно разная. Но всё равно и там и там нужно соблюдать известную осторожность, а то вместо ракет или танков завод будет производить больных опасной болезнью. Возвращение к работе у многих шло постепенно. На заводах «Вертолёты России» в первой декаде апреля работало менее трети персонала, а к 20-м числам апреля — уже 75%. Остальных пока будут держать на удалёнке.
Возникло и возникает немало проблем, например, с выплатой зарплат. Где-то производство встало, в том числе потому, что остановился какой-нибудь завод, производящий нужный агрегат, но к стратегически важным не относящийся. А платить людям надо всё равно. А из средств, выделенных по ГОЗ, оплату нельзя произвести — продукцию Министерство обороны ещё не приняло. Да и другие способы оплаты были затруднены. У кого-то намечается срыв сроков, а за просрочку обычно карают штрафными санкциями. Хотя в этом случае подобный срыв будет форс-мажором. Где-то возникли проблемы с кредитованием.
Но, надо сказать, правительство старается оперативно решать эти проблемы. Например, принято решение о единомоментном перечислении аванса в 80% суммы по ГОЗ, об ускорении размещения заказов с быстрым заключением контрактов с единственным поставщиком по ориентировочной цене и ряд других.
Что делать после вируса
Но перспективы тоже просматриваются. Решено сконцентрировать все закупки авиационной и автотехники и, вероятно, бронетехники, предусмотренные по программе вооружения до 2024 года. Ведь спрос на гражданскую авиатехнику в мире явно просядет. Это позволит пережить падение спроса за счёт военных заказов. Тем более программа вооружения традиционно принимается на 10 лет или близкий срок. Через 5 лет она пересматривается, и к ней присоединяют новый 5-летний «кусок», меняя, соответственно, название программы. Как раз в районе 2024 г. это и случится. Тогда будут новые поставки и контракты.
У ракетно-космической промышленности возникли свои проблемы. Мало того что три «Протона-М» вернули на завод из-за важных деталей, выпущенных 5 лет назад с браком, мало того что ряд запусков аппаратов перенесён из-за карантина. Так ещё и зависли с десяток, если не больше, «Союзов», зарезервированных под кластерные пуски с 34–36 британскими спутниками OneWeb для дешёвого высокоскоростного Интернета. Компания заявила о банкротстве из-за проблем с банком, с которым не удалось договориться о перекредитовании во время эпидемии. Причём 4 ракеты и запуска эта фирма нам уже оплатила, равно как пуски нашими же ракетами с французского Куру. Причём французы даже космодром закрыли на карантин. А два «Союза» и 68 аппаратов уже и на орбиту ушли. Пока непонятно, что дальше будет с OneWeb. Может, нам себе весь этот проект по дешёвке выкупить?
Закладки и достройки
И всё же многое сделать удаётся. Например, в военном судостроении работы идут без особых отличий от графика. В конце марта без шума и пыли Главному управлению глубоководных исследований ВМФ (ГУГИ), этой самой засекреченной организации на флоте, было передано океанографическое исследовательское судно «Академик Александров». Этот красивый корабль на испытаниях засветился с чем-то, подозрительно напоминающим всем ныне известный «Посейдон» — гигантскую межконтинентальную торпеду (официально это самоходный подводный аппарат) с ядерным реактором. Это сразу отметили западные исследователи. Впрочем, в причастности всей серии этих «мирных судов» к этому супероружию на Западе давно были уверены — имеются и другие фотографии.
Готовится к спуску в мае и первый «специализированный» подводный носитель «Посейдонов» — атомный подводный крейсер спецназначения «Хабаровск». Спущенный на воду не так давно первый их носитель, подводный крейсер «Белгород», всё же предназначен и для других задач. Недаром лодка вышла самой длинной в мире, уступая в водоизмещении лишь легендарным тяжёлым подводным крейсерам стратегического назначения (ТРПКСН) типа «Акула», из которых в строю остался один испытательный «Дмитрий Донской».
В конце апреля состоится массовая закладка крупных кораблей для флота — их будет сразу 6 штук. В Крыму на заводе «Залив» заложат сразу 2 УДК — универсальных десантных корабля, водоизмещением 25 тыс. тонн и несущих 1000 человек десанта с танками и бронетехникой, десантные катера на воздушной подушке и 20 боевых и транспортных вертолётов. Назовут их «Владивосток» и «Севастополь» — как те два УДК типа «Мистраль-Рюс», которые Россия — спасибо США и Олланду — не получила. Хотя и внакладе не осталась — получив и опыт, и технологии, и даже выиграв немного в деньгах.
В Северодвинске заложат два дополнительных атомных подводных крейсера проекта 885М «Ясень-М», 7-й и 8-й корабли проекта, если считать с головного «Северодвинска». Ввести в строй их должны в 2026 и 2027 годах. А вот головной «Ясень-М» — «Казань» пока вылизывается, устраняются недочёты после испытаний, и передадут её в этом году, пусть и с опозданием, по срокам. Тянут и с передачей головного РПКСН проекта 955А «Борей‑А» — «Князь Владимир». Теперь говорят, что небольшие замечания устранены. После нового выхода в море (или даже двух) в начале лета корабль будет передан флоту. Катастрофы с этими затяжками сроков нет — лучше пусть корабли доведут до ума до передачи флоту. А то часто бывало, что это приходилось делать после, да ещё и годами.
Ну и третьей парой станут 2 фрегата проекта 22350‑1 на верфи в Петербурге. Как и предыдущая пара «адмиральской серии», названная в честь адмиралов Амелько и Чичагова, эти корабли тоже будут нести усиленное ударное вооружение — 24 шахты под «Калибры», «Калибры-М», «Ониксы» и «Цирконы».
В мае начнётся строительство двух последних РПКСН типа «Борей-А». Их закладка планировалась на День Победы. Вообще в этом году не только закладок, но и передач флоту крупных кораблей будет немало. Вряд ли эпидемия сильно испортит дело — только подводных кораблей должно быть не менее четырёх.
«Нудоль» достанет и на орбите
Что до работ по тематике воздушно-космической обороны, то даже тот факт, что часть персонала испытательных полигонов отправили «самоизолироваться», не помешал на днях провести уже 8-й испытательный пуск противоракеты заатмосферного дальнего перехвата «Нудоль» системы ПРО А‑235. Пуск состоялся с космодрома Плесецк, с подвижной установки. Западные исследователи считают, что из 8 пусков этой ракеты успешными были все, кроме второго. Наши власти никакого официоза по этому поводу не дают.
Причём американцы утверждают, что данное испытание было проведено по противоспутниковой тематике — любая противоракета заатмосферного перехвата способна работать и по спутникам на невысоких орбитах. Причём это намного проще, чем попасть по боевому блоку МБР. Идёт подготовка и к началу лётных испытаний тяжёлой МБР «Сармат», другие работы по ракетно-ядерной тематике.
А что за океаном?
Конечно, злая зараза добавляет своих проблем. Начальник департамента поставок министерства обороны США Эллен Лорд на днях заявила, что задержки по всем контрактам составят не менее трёх месяцев. Особенно, по её словам, пострадало авиастроение — не пострадавших программ нет вообще.
Опять сорваны все сроки и по злосчастному истребителю F‑35, и по бомбардировщику В-21 «Рейдер», и по танкеру КС-46, и по новому учебно-тренировочному самолёту Т-7А «Ред Хок», и даже по «Борту ВВС №1» — новому самолёту для Трампа. В итоге тот же «Боинг», невзирая на лавинообразный рост числа заболевших и жертв, собрался запускать свои заводы. Ситуация у компании и так аховая после неудач с «Боинг-737MAX» и рядом других, какие уж тут жизни тысяч работников, когда компания находится на грани банкротства.
Пугало коронавируса продолжает шагать по планете.
Ярослав ВЯТКИН, военный обозреватель «АН»