Григорий Анатольевич, как вы переживаете пандемию? Как проходит ваша самоизоляция?
— Я действительно самоизолировался вместе со своей семьей, мы вшестером живем в не очень большой квартире. Раз в день, иногда раз в два дня мы ходим за продуктами, остальное заказываем. На прошлой неделе два раза, на этой неделе один раз я выезжал на работу подписать какие-то документы, потому что есть финансовые документы, есть ведомости на зарплату, есть договоры, которые необходимо подписывать. Договоры у нас сейчас все связаны с необходимостью закупки бактерицидных ламп, дезинфицирующих средств, ничего другого мы сейчас и не покупаем.
Как сейчас проходит обучение у студентов? В онлайн-формате? Или занятия не проводятся вовсе, поскольку понятно, что заниматься, к примеру, актерским мастерством в «зуме» едва ли возможно.
— Занятия по актерскому мастерству в «зуме» мы и не проводим, хотя наши мастера постоянно, почти каждый день встречаются со своими студентами, в скайпе, в каких-то других программах. Разговаривают индивидуально, по телефону, опять же, в разных видеоконференциях, и это мы не называем репетициями или занятиями. Мы это называем беседами мастера со своими студентами.
Все занятия по актерскому мастерству, по сценическому танцу, по сценодвижению мы остановили. Если не получится вернуться летом, значит, перенесем эти дисциплины на осень, на следующий семестр. В конце концов, с такой ситуацией никто никогда из нас не сталкивался.
Хотя есть, конечно, люди, которым сто лет, но даже они не вспомнят, как это было в годы Революции и в годы гражданской войны. Потому что ничего сопоставимого с коронавирусом в истории человечества в последние чуть менее ста лет не было. Даже во время Второй мировой войны, или для нас Великой Отечественной войны, театры работали, филармонии работали, театральные институты работали, а некоторые театральные институты создавались. Представляете, Минск был разгромлен почти целиком, и тем не менее в 1945 году там был создан театральный институт. А школа-студия МХАТ была открыта в 1943 году в Москве.
Так что, нынешнюю ситуацию нам сравнить, действительно, не с чем.
Мы преподаем студентам все теоретические дисциплины на нескольких платформах. Занятия идут с утра до вечера. Расписание вывешивается в воскресенье на всю следующую неделю, продолжаются у нас и дополнительные лекции.
Вы были доверенным лицом Сергея Собянина на последних выборах мэра Москвы. Недавно по президентской квоте вы впервые вошли в Общественную палату России. Расскажите, пожалуйста, о своих планах по работе в ОП.
— Я бы сказал, что у меня яркое общественное прошлое. Я был пионером, комсомольцем и буквально чудом не стал кандидатом в члены КПСС, но потом как-то уже пришло некоторое разочарование. Все иллюзии перестроечных лет мне были свойственны. Можно, конечно, сейчас говорить, каким же я был дураком, но, с другой стороны, какие-то иллюзии молодости иногда говорят и о чем-то хорошем. Я считаю, что, может быть, это было и не так плохо.
В свое время при [министре культуры РФ] Владимире Ростиславовиче Мединском я стал членом Общественного совета при Министерстве культуры и руководил там группой, которая занималась вопросами театра. И немало хорошего в этой группе нам удалось сделать. В частности, мы организовали, провели и довели до счастливого завершения процедуру общественных слушаний и защит программ на пост директора петербургского института истории искусств. Как мне кажется, какие-то еще немаловажные вопросы мы обсуждали, и в некоторых случаях наши рекомендации кому-то потом оказывались нужны.
Общественная палата России — это тоже совещательный орган, где, как говорил Николай Васильевич Гоголь, есть кафедра, с которой миру можно сказать много добра.
Я надеюсь войти в комиссию по культуре или в комиссию по вопросам образования и науки. Нужно отстаивать уникальность российского образования в сфере искусства, нужно отстаивать какие-то очень важные принципы того, что является научной деятельностью в творческих вузах, что может быть приравнено к научной деятельности в творческих вузах.
Что касается искусства, мне кажется, сейчас чрезвычайно важно, чтобы в процессе неминуемого перехода театров на контрактную систему он был одновременно обеспечен и защищен какими-то социальными гарантиями. И здесь мне представляется очень важным появления несуществующего сегодня в России настоящего актерского профсоюза.
Основные тезисы
0:30 — о пандемии коронавируса
1:30 — о дистанционном обучении студентов
6:00 — о приемной кампании в 2020 году
14:21 — об ограничительных мерах на период пандемии
22:26 — о планах по работе в Общественной палате России
30:39 — как театры переживают коронакризис
36:20 — как будут жить театры после кризиса
38:40 — о долге русского интеллигента
45:50 — почему театр — сила
54:37 — об актерах театра и кино
56:37 — как меняются студенты со временем
В условиях самоизоляции «ФедералПресс» перешел на работу в режиме онлайн. Полную версию видеоинтервью с театральным критиком, ректором ГИТИСа Григорием Заславским смотрите на сайте «ФедералПресс» или на нашем канале в YouTube.
Фото: ГИТИС