Власти Москвы с 22 апреля ужесточат систему контроля за перемещением граждан, точнее автоматизируют ее. Об этом заявил мэр столицы Сергей Собянин. Водителей без цифровых пропусков будут вычислять камеры фотовидеофиксации, а на общественном транспорте можно будет передвигаться только по электронным картам. Причина — недостаточный, по мнению властей, уровень самоизоляции москвичей.
В метро — по карте «Тройка», на электричке и на подмосковных автобусах — по карте «Стрелка». Или по социальным. Номера карт нужно вписать в пропуск, автовладельцам — внести номер машины. За ними будут наблюдать через камеры, несмотря на неоднократные заявления юристов о том, что это незаконно.
К юристам стали присоединяться сенаторы и депутаты Госдумы. Так, глава комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и госстроительству Андрей Клишас рассчитывает, что власти Москвы пояснят решение задействовать камеры, потому как федеральный КоАП содержит исчерпывающий список нарушений, которые могут фиксироваться автоматически. Об этом же, и не только, говорит и заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству Вячеслав Лысаков.
Вячеслав Лысаков заместитель председателя комитета Госдумы по государственному строительству и законодательству «В федеральном законе нет никаких упоминаний о возможности вынесения штрафов за нарушения санитарно-эпидемиологического режима, зафиксированные с помощью автоматических камер. Автоматические камеры можно использовать для вынесения штрафа в упрощенном порядке без протокола только исключительно за нарушение правил дорожного движения. Значит, московский закон уже не соответствует федеральному».
Второй момент: по данным источника ТАСС в правоохранительных органах, штраф будет приходить с каждой камеры. Ранее депутат Мосгордумы и один из редакторов закона о нарушении самоизоляции Кирилл Щитов отметил, что такая мера контроля передвижения граждан невозможна ни технически, ни юридически. Теперь он говорит так.
Кирилл Щитов депутат Мосгордумы «Мне кажется, что за этими разъяснениями нужно обратиться в Московскую автодорожную инспекцию (МАДИ) или департамент транспорта, чтобы они дали разъяснения по правоприменению данной нормы указа мэра. Как технически будут работать камеры, как они будут фиксировать нарушения и сколько раз будут приходить штрафы, здесь лучше дождаться разъяснения со стороны ГИБДД и департамента транспорта. Указом мэра на департамент транспорта возложены полномочия по составлению реестра автомобилей».
На соответствующие запросы Business FM в Дептрансе и МАДИ на момент публикации материала не ответили. Но вернемся к главному — причинам. Мэр уверяет: ужесточения не напрасны. «Заболеваемость в городе растет, но не в геометрической прогрессии, и далеко не по худшему сценарию. Неделю назад московские медучреждения работали на пределе. Сегодня они перешли в более нормальный режим с хорошим запасом мощностей», — сказано в блоге Собянина.
Но при чем тут пропуска и штрафы? С начала так называемой нерабочей недели, быстро ставшей как минимум месяцем, индекс самоизоляции «Яндекса» составлял: в первую неделю от 3,2 до 3,4 балла, на второй неделе он немного снизился — 3-3,1 балла, 9 апреля было даже 2,9 балла.
На третьей неделе до введения пропускного режима — 3,2, после — 3,4 балла. Вопрос: не слишком ли высокую цену платят москвичи за эти 0,2 балла? И сколько это в людях? В «Яндексе» на этот очень важный для понимания проблемы вопрос Business FM на момент публикации материала отвечать отказались.
Зато тот, кто едет на работу, теперь должен обложиться картами и пропусками, а кто идет за хлебом — реально заранее продумывать «легенду» для патруля.