Эйндховен, второй по величине аэропорт Нидерландов, отказался от интенсивного развития в пользу заботы об обществе. Приоритетами его новой стратегии стали положительный опыт пассажиров и интересы людей, живущих в окрестностях аэропорта. И если местное комьюнити, безусловно, оценило снижение шума из-за запрета на выполнение ночных рейсов, то пассажиры не могли не заметить инновационную систему досмотра ручной клади, которая сделала эту процедуру значительно быстрее и приятнее.
От количества к качеству
Аэропорт Эйндховен, основанный более 70 лет назад как военная база, стал бурно развиваться с 1980-х годов. Именно тогда здесь появился терминал гражданской авиации. За последующие десятилетия аэропорт стал вторым по объему пассажирских перевозок в Голландии, уступая только Схипхолу в Амстердаме — пусть и со значительным отрывом.
2017 год оказался для Эйндховена рекордным по динамике пассажиропотока: по сравнению с предыдущим годом он увеличился на 19,4% и достиг почти 5,7 млн пассажиров. Рост продолжился и в 2018 году — правда, уже более скромными темпами, около 10%.
Эйндховен являлся одним из базовых аэропортов крупнейшего европейского лоукост-перевозчика Ryanair, где тот держал четыре своих самолета. Как известно, ирландская авиакомпания предпочитает выполнять полеты в относительно небольшие населенные пункты, где может рассчитывать на максимально выгодные для себя условия обслуживания. Эйндховен, расположенный примерно в 120 км от Амстердама, полностью вписывался в эту концепцию.
Однако в октябре 2018 года на фоне снижения прогнозов по прибыли Ryanair заявила, что сворачивает свою базу в Нидерландах. И хотя в авиакомпании заверили, что «большинство маршрутов в/из Эйндховена продолжатся на самолетах, базирующихся за рубежом», руководство аэропорта предпочло скорректировать планы по развитию. Если раньше количество взлетно-посадочных операций в 2020–2021 годах предполагалось нарастить до 43 тыс., то теперь цифра была зафиксирована на уровне 41,5 тыс.
Впрочем, это не помешало голландцам значительно расширить маршрутную сеть — с 78 направлений в середине 2018 года до 89 в середине 2019-го. В Эйндховен стали летать авиакомпании «Победа», Pegasus, SunExpress, Freebird и Laudamotion, а в расписание добавились такие города, как Москва, Стамбул и Вена.
Положительную динамику по итогам 2019 года показали и традиционно популярные маршруты: Лондон (рост на 22% по сравнению с 2018 годом) и Будапешт (плюс 11%). Главным же рекордсменом по увеличению пассажиропотока (на 74%) стал Краков — единственный город, в который летают сразу три крупнейшие авиакомпании, выполняющие рейсы из Эйндховена: Ryanair, Transavia и Wizz Air.
Благодаря грамотно выстроенной маршрутной сети показатель загрузки кресел, который был у голландского аэропорта и без того высоким для отрасли, увеличился в 2019 году еще на 0,3 п. п. и составил 88,8%. Таким образом общее число обслуженных пассажиров достигло, по предварительным данным, 6,7 млн человек, или на 8% больше, чем в 2018 году. Однако главное — не количественный рост.
Согласно отчету компании о корпоративной социальной ответственности, сегодня основные цели предполагают «переход количества в качество», заботу об обществе и окружающей среде. «Аэропорт Эйндховен объявил, что будет сдерживать рост в 2019 и 2020 году, отказавшись от использования максимальной пропускной способности. Вместо этого аэропорт выбрал качество и развитие на пользу обществу и региону», — отметил генеральный директор аэропорта Рул Хеллемонс.
В частности, было введено ограничение на ночные рейсы, чтобы шум пролетающих самолетов не мешал местным жителям. В зимний сезон полеты после 23:00 запрещены вовсе, в летнее время аэропорт может принимать не более четырех поздних рейсов в сутки.
Также Эйндховен первым из аэропортов запустил мобильное приложение BurenApp (дословно: «приложение для соседей»), которое позволяет прогнозировать, сколько самолетов совершат полеты над регионом в течение ближайших суток, и узнать их маршруты. Предоставление расширенной информации о полетных операциях приведет к большему пониманию, считает руководитель аэропортовых сервисов Эйндховена Кристиан Агербик. По его словам, «возможность предсказать воздушный трафик является полезным инструментом для местных жителей».
Естественно, заявленная стратегия «от количества к качеству» предполагает заботу не только о людях, живущих в окрестностях аэропорта, но и о пассажирах.
Закройте вашу сумочку
Накануне нового, 2019 года в аэропорту Эйндховена стартовал инновационный проект по досмотру ручной клади и багажа. По требованию Министерства юстиции и безопасности Нидерландов, в течение года все аэропорты страны должны были повсеместно внедрить автоматические системы обнаружения взрывчатых веществ для ручной клади (EDSCB) на пунктах предполетного досмотра. Для этих целей руководство Эйдховена выбрало сканеры EDSCB стандарта С3, или так называемые КТ-сканеры. В отличие от традиционных систем досмотра они позволяют проводить 3D-сканирование предметов ручной клади, в том числе жидкостей и электронных устройств. Таким образом, при прохождении контроля пассажирам больше не надо раскрывать свои сумки и извлекать их содержимое. Это существенно ускоряет процесс досмотра и делает его куда комфортнее.
Нюанс в том, что для достижения оптимальных результатов КТ-сканеры должны быть интегрированы с системой автоматического возврата лотков для ручной клади (системой ATRS, automated tray return system). Тогда, если сканер выявляет подозрительный объект, система перемещает лоток с сомнительной сумкой на отдельную линию для дополнительного досмотра.
Аэропорт Эйндховена выбрал системы автоматического возврата лотков PAX CHECKPOINT. Ее разработчик — компания Vanderlande, глобальный лидер на рынке хендлинговых и логистических систем. Ее решения используются в 600 аэропортах по всему миру и ежегодно перемещают 4,2 млрд единиц багажа. Например, при помощи Vanderlande в 2016 году московский аэропорт Домодедово внедрил роботизированный склад временного хранения багажа. Пассажиры получили возможность регистрировать свой багаж за 24 часа до вылета, а технология Vanderlande обеспечивает его сохранность и точность доставки на нужный рейс.
Аэропорт Эйндховен начал с установки двух линий ATRS, интегрированных со сканерами EDSCB. Максимальная пропускная способность составила 5,4 пасс. в минуту. Это как минимум на 50% быстрее, чем при использовании традиционных гравитационных роликовых столов, когда лотки перемещаются вручную.
Каждый лоток на линиях PAX CHECKPOINT помечается RFID-меткой. Сотруднику службы безопасности аэропорта достаточно просканировать ее, чтобы получить сохраненное рентгеновское изображение багажа с отмеченным на нем подозрительным предметом. То есть разработка Vanderlande не только ускорила все процессы, но и оптимизировала действия сотрудников службы безопасности.
Среди других достоинств новых систем — гибкость, модульность, эстетичный и эргономичный дизайн, что позволило более эффективно использовать пространство досмотровой зоны. Наконец, они производят меньше шума, чем роликовые столы.
Пилотный проект был признан успешным, и уже в конце 2019 года к первым двум ATRS в Эйндховене добавились еще шесть. Таким образом, аэропорт полностью перешел на автоматизированные системы возврата лотков.
По словам представителей Vanderlande, «компания гордится тем, что внесла свой вклад в этот проект, и с нетерпением ожидает продолжения плодотворного партнерства с аэропортом Эйндховена в ближайшие годы». Не исключено, что данный опыт оценят и другие воздушные гавани, ведь ATRS компании Vanderlande могут интегрироваться с большинством компьютерных томографов, одобренных в настоящее время ЕСАС (Европейской конференцией гражданской авиации), и подходят для работы с лотками различных размеров.
Что касается Эйндховена, то он стал одним из первых аэропортов в мире, где 100% ручной клади проверяется с помощью технологии трехмерного досмотра и пассажирам не надо опустошать свои сумки, выкладывая электронику и жидкости. Более чем убедительное доказательство, что аэропорт не просто развивается, а делает это на благо общества.
Справка
Международный аэропорт Эйндховен расположен на юге Нидерландов, в 7 км от одноименного города. Это второй крупнейший аэропорт страны по объему пассажирских перевозок после амстердамского аэропорта Схипхол. По предварительным данным, в 2019 году он обслужил 6,7 млн пассажиров. Акционерами аэропорта являются Shiphol Nederland BV, провинция Северный Брабант и муниципалитет города Эйндховена. К слову, население самого города по состоянию на 2019 год оценивалось примерно в 355 тыс. человек. Эйндховен известен тем, что именно здесь в 1891 году началась история голландской транснациональной компании Philips.