Ограничение работы автошкол в связи с введением в стране режима самоизоляции из-за коронавируса поставило их на грань банкротства, отмечают в отраслевом союзе. При плохом сценарии россиян ожидают дефицит мест обучения и многомесячные очереди на экзамен в ГИБДД. Автошколы просят разрешить им работать с соблюдением необходимых требований безопасности.
Маски и обязательная дезинфекция
Как рассказал «Парламентской газете» председатель Ассоциации автомобилистов и автошкол Архангельской области Алексей Нестеренко, в регионе в плачевном состоянии оказалось около 140 автошкол. Если им не разрешить работать, то всю систему подготовки водителей в области ожидает коллапс.
С учётом того, что в регионе эпидемиологическая ситуация в целом не критическая, врио губернатора Александр Цыбульский пообещал разрешить местным автошколам работать, но только при соблюдении мер предосторожности. Такие требования были разработаны отраслевым объединением и направлены на утверждение руководству области. Текст документа есть в распоряжении «Парламентской газеты».
Согласно перечню мер, теоретические занятия должны быть организованы только онлайн. Индивидуальные практические занятия проводятся строго по расписанию. Водитель и ученик обязательно находятся в масках и перчатках, а перед началом занятия у них измеряют температуру, после чего каждый расписывается в журнале учёта. После каждого ученика водитель обязательно проветривает салон автомобиля и обрабатывает антисептиком все поверхности. При этом не реже двух раз в день проводится полная санобработка автомобиля.
«Кстати, те же меры безопасности мы предлагаем при сдаче экзаменов в ГАИ, — добавил Алексей Нестеренко. — Как нам сказали в Управлении ГИБДД по Архангельской области, если вам разрешат работать, то и мы подумаем, как принимать у вас экзамены».
Экзамены в ГАИ затянутся
Как сообщил 13 апреля заместитель начальника ГУОБДД МВД России генерал-майор полиции Олег Понарьин, из-за ситуации с коронавирусом Госавтоинспекция не прекратила, а временно ограничила приём водительских экзаменов.
Чтобы минимизировать риски, максимально сокращены количество и численный состав учебных групп, сдающих экзамены. К испытаниям не допускают учеников с симптомами ОРВИ. Экзамены и получение водительского удостоверения теперь будут вестись только по предварительной записи через портал госуслуг. Но это при условии, что автошколы продолжают работать. Пока же в большинстве регионов они закрыты.
Если сейчас остановить приём экзаменов, то потом в ГАИ просто захлебнутся от наплыва желающих получить права.
«Если сейчас остановить приём экзаменов, то потом в ГАИ просто захлебнутся от наплыва желающих получить права, — убеждён Алексей Нестеренко. — Даже месяц простоя обернётся огромными очередями».
Кстати, ежегодно российские граждане сдают 7,5 — 7,7 миллиона экзаменов в ГИБДД. Водительские права по итогам получают 1,3 — 1,4 миллиона человек.
Без поддержки кабмина
Как рассказала «Парламентской газете» председатель правления Национального союза автошкол Елена Зайцева, ситуация в отрасли очень тяжёлая, после двух-трёх недель вынужденного простоя многие автошколы находятся на грани банкротства.
«Мы обязаны платить зарплаты, налоги, аренду площадей и автодромов, а мер поддержки для нас нет, так как автошколы формально не относятся к малому бизнесу, — пояснила она. — По закону об образовании мы можем вести свою деятельность только как НКО».
По данным ГИБДД, на начало прошлого года в России действовало 6994 образовательные организации по подготовке водителей транспортных средств.
«Конечно, мы сразу обратились за помощью к бизнес-омбудсмену Борису Титову, премьеру Михаилу Мишустину, но ответа до сих пор нет», — говорит Елена Зайцева.
Действительно, есть сегменты, которые не были учтены при формировании государственных мер поддержки, признаёт член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин.
«Сейчас кабмин готовит предложения, чтобы распространить господдержку малого бизнеса и на социально ориентированные НКО, пострадавшие от коронавируса, однако вряд ли автошколы под этот статус попадут, — отмечает сенатор. — Вместе с тем убеждён, нужно поддержать отрасль».