В стране может появиться единая государственная лоцманская служба. Для этого российское законодательство необходимо привести в соответствие с резолюцией Международной морской организации, где обязанность по организации лоцманской проводки судов в опасных районах возлагается на государство. Это сказано в законопроекте, который Госдума планирует рассмотреть на одном из пленарных заседаний в весеннюю сессию. Авторами инициативы стали члены Совета федерации во главе с Сергеем Митиным.
В первый раз документ был внесён в Госдуму 25 декабря 2019 года и предлагал одновременно с поправками в Кодекс торгового мореплавания внести и изменения в КоАП, что противоречит регламенту Госдумы. В связи с этим инициативу отправили на доработку. При повторном внесении из текста проекта исключили изменения в КоАП.
«В Стратегии развития морской деятельности РФ до 2030 года в числе основных проблем отрасли указана устаревшая система лоцманского обеспечения торгового мореплавания, которая не гарантирует эффективного лоцманского обеспечения во всех российских морских портах», — сказано в пояснительной записке к проекту.
Там же отмечено, что лоцманская проводка судов является частью комплексной системы обеспечения безопасности мореплавания, включающей в себя системы регулирования и управления движением кораблей, портовый контроль, систему судовых сообщений, навигационно-гидрографическое обеспечение мореплавания.
Авторы документа обратили внимание, что появление частных лоцманских компаний в сфере обеспечения проводок затормозило развитие всей системы лоцманского обеспечения в России, вывело её из-под контроля государства и тем самым нарушило международные обязательства страны в сфере обеспечения безопасности мореплавания в своих портах.
Большинство членов Совета Межрегионального профсоюза лоцманов (МПСЛ) высказались в поддержку законопроекта, полагая, что внесение предлагаемых изменений позволит решить одну из главных проблем организации лоцманской службы в России — ликвидировать конкуренцию лоцманских служб в российских портах.
Как отметил председатель Совета Межрегионального профсоюза лоцманов (МПСЛ) Владимир Кабанов, в Финляндии, Швеции, Норвегии, Германии, Японии и ряде других стран нет ни одного морского порта, в котором было бы две или более лоцманские службы. «Дело в том, что конкуренция лоцманских служб не приводит ни к снижению цены, ни к повышению качества услуг. Напротив, следствием такой конкуренции является ухудшение материально-технической базы лоцманских организаций, ухудшение условий труда лоцманов, незаметное снижение качества подготовки лоцманов и, как следствие, рост количества инцидентов в районах лоцманской проводки. Также удваиваются и административные расходы», — объяснил Кабанов.