ЕГЭ в 2020 году из-за коронавируса отменяться не будет. Об этом заявил министр просвещения РФ Сергей Кравцов на состоявшейся недавно пресс-конференции. Экзамены только сдвинут на 10 дней вперед. Предположительно, они начнутся 8 июня. На этот день назначены литература, география и информатика. 11 июня школьники сдадут русский язык, а 15-го — математику. 18 июня будет приниматься физика и история. И закончится всё 25, 26 и 29 июня иностранными языками.
Нынешняя ситуация стала серьезным испытанием для школ. Вынужденный переход на дистанционное обучение может отрицательно сказаться не только на выпускниках, но и на остальных учениках. Вряд ли в этом можно винить учителей. Для них это тоже немалый стресс. Ведь новому режиму работы не предшествовала долгая подготовка и тестовые запуски.
Возможно ли в будущем создать эффективную систему удаленного массового образования или это экстренные меры, которые не стоит делать повседневной практикой? На этот вопрос ответила директор языковой онлайн-школы Alfa School Нарина Багдасарян:
«Конечно, школа должна отвечать требованиям времени и быть современной. И хорошо, что уже внедрены такие нововведения как электронные журналы, интерактивные доски и т.п. Но я очень сомневаюсь, что мы сможем полностью заменить обычные уроки удаленными.
Это подходит для мотивированных взрослых людей, которые умеют самоорганизовываться. Со школьниками так можно работать только индивидуально. Онлайн репетитор для подготовки к ЕГЭ — это отлично, потому что преподаватель направляет все свои силы на конкретного ученика.
А вот заинтересовать 20-25 детей одновременно, видя их только в маленьких окошечках, это мало реально. К тому же атмосфера класса настраивает на учебный процесс и, когда это нужно, на коллективную работу. Так что массовое дистанционное образование — не более чем вынужденная мера, и надеюсь, временная».
Открытым так же остается вопрос о том, возможно ли провести ЕГЭ дистанционно. Безусловно, с эпидемиологической точки зрения это самый безопасный вариант. Однако обеспечить должный надзор при такой форме аттестации будет крайне сложно. Наблюдатели просто не смогут проконтролировать, все ли ученики сдают тест честно, не пользуясь шпаргалками.
Кроме того, с большей долей вероятности, у ряда школьников возникнут затруднения технического характера: сломался компьютер, обрывается интернет-соединение, не ставятся галочки в ответах и т.д. В таких условиях говорить об объективных испытаниях, где все находятся в равном положении, не приходится.
А может отменить?
Так уже поступили в ряде стран. Например, во Франции, Индонезии и США. Там будут выставлять итоговые оценки, исходя из среднего общегодового балла. В России сторонников этого варианта не очень много. Среди них, депутат Государственной Думы Олег Смолин. Он даже обращался с таким предложением к председателю правительства Михаилу Мишустину. Но поддержан не был.
Смолин считает, что из-за отмены полноценных школьных занятий одинадцатиклассники не успеют как следует подготовиться к тестированию. Следовательно, назначать его нужно не раньше, чем на июль-август, чтобы успеть за это время нагнать пропущенное. Но в таком случае подростки лишатся каникул, а учителя — отпуска. А это недопустимо!
Кроме того, выпускники сейчас испытывают тройной стресс. Мало того, что экзамены — это само по себе довольно нервное мероприятие, так еще и новости о вирусе создают давящую атмосферу. А неопределенность со сдачей тестирования и поступлением в ВУЗЫ только усугубляет тревогу. А это значит, что даже те, кто учится хорошо, могут провалиться на аттестации из-за волнения.
Но аргументов за то, чтобы провести единый государственный экзамен, всё же больше. Например, бывший министр образования РФ Владимир Филиппов отмечает, что в противном случае детям придется по старинке сдавать вступительные экзамены прямо в ВУЗе. Тогда смысл карантина просто теряется. Если всё равно придется собирать школьников и преподавателей в одном помещении, то почему уже не сделать это в рамках ЕГЭ?
Тем более что возникнут и другие отрицательные последствия при его отмене. Во-первых, абитуриенты из регионов окажутся в неравном положении с москвичами. Ведь добраться до столичных университетов, которые считаются самыми престижными, из Омска или Салехарда куда дольше и дороже, чем из Строгино или Химок.
Во-вторых, возможности для поступления существенно сузятся. Сейчас можно подать документы в пять ВУЗов на три специальности в каждом из них. Сдать очно экзамены на столько факультетов просто нереально.
И в-третьих, права нынешних выпускников могут быть нарушены. Результаты ЕГЭ действуют 4 года. В случае его отмены, нынешние школьники лишатся привилегии поступить в институт не этим летом, а на будущий год и далее.
В любом случае, сейчас можно только предполагать, как будут развиваться события. Сегодняшние прогнозы и планы будут актуальны, только если карантин закончится до начала июня. Если же распространение вируса остановить не удастся и режим самоизоляции придется продлить, тогда вопрос об отмене или переносе ЕГЭ снова встанет ребром.