Вопрос: Андрей Юрьевич, сегодня наиболее актуальной темой международной повестки является ситуация, складывающаяся в мире в связи с пандемией коронавируса COVID-19. Страны вынужденно уходят в самоизоляцию, рушатся казавшиеся незыблемыми традиционные взаимосвязи. Между тем, Россию и Армению связывают очень тесные, очень широкие оборонные, экономические, геополитические, культурные контакты. Как сказывается нынешнее положение дел на двустороннем сотрудничестве, а также сотрудничестве в рамках ЕАЭС? Идут ли совместные поиски выхода из возникшей обстановки и минимизации неизбежных потерь?
Ответ: Россия и Армения всегда сообща противостояли вызовам и угрозам, которые возникали перед нашими странами, и нынешняя пандемия коронавируса CОVID-19 – тому не исключение. С первых дней его распространения главы правительств и их заместители, руководство минздравов, соответствующих ведомств и организаций, включая МИДы и посольства наших стран, находятся в постоянном контакте.
Если говорить о чисто медицинской составляющей, то российская сторона сразу откликнулась на просьбу армянских друзей и осуществила передачу необходимой Еревану медицинской продукции, производимой в Российской Федерации. Это – столь требуемые сегодня наборы тест-систем, реагенты Реверта-L и РИБО-пробы, другие препараты. Не остались в стороне работающие на армянском рынке российские компании, которые приняли участие в сборе средств для профилактики и преодоления распространения коронавируса в республике.
Мы понимаем, что для Армении, с учетом ее геополитического положения, жизненно важны экспортно-импортные поставки, прежде всего товаров первой необходимости и продовольствия. Несмотря на закрытие российско-грузинской и армяно-грузинской границ, нам удалось сохранить грузопоток между нашими странами через МАПП «Верхний Ларс». Благодарны Еревану за содействие в возвращении российских туристов, в т.ч. тех из них, кто пожелал вернуться в Россию через Грузию.
Двусторонние усилия органично дополняет совместная работа в рамках ЕАЭС. Она особенно востребована в нынешней ситуации, когда необходимы скоординированные шаги по преодолению пандемии. Хорошо зарекомендовали себя такие форматы, как Совет руководителей уполномоченных органов в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения государств-членов ЕАЭС, временный координационный совет для мониторинга ситуации, созданный в Евразийской экономической комиссии. В рамках этих структур налажен регулярный обмен данными о реализации противоэпидемических мероприятий, осуществляется координация оказания взаимной помощи, проводится взаимное информирование о национальных мерах по сохранению макроэкономической стабильности и торговли товарами.
Чрезвычайные меры реагирования не могут не сказаться на темпах деловой активности и человеческих обменов. Однако, как гласит армянская пословица, «всякая беда служит наставлением». Мы должны извлечь уроки из нынешней беспрецедентной ситуации.
Вопрос: Недавно на армяно-азербайджанской государственной границе произошло несколько новых инцидентов, которые привели к человеческим жертвам. МИД России призвал стороны конфликта проявлять сдержанность. Разумеется, Россия, будучи сопредседателем Минской группы ОБСЕ по Нагорному Карабаху, обязана занимать взвешенную, нейтральную позицию. Но в данном случае эти инциденты не связаны напрямую с противостоянием в Карабахе. И часть армянского общества задается вопросом: помнят ли в Москве о том, что наши страны являются союзниками по ОДКБ и более того - имеют договор о взаимной обороне?
Ответ: МИД России неоднократно обращался к Армении и Азербайджану с призывом воздерживаться от использования силы, предпринимать действенные меры для стабилизации ситуации и продолжать переговорный процесс, направленный на поиск развязок. Это – наша твердая и неизменная позиция.
Для России чрезвычайно важно, чтобы в Нагорном Карабахе перестали гибнуть люди, воцарился мир, открылись границы. Все спорные вопросы должны решаться мирным путем между сторонами нагорно-карабахского конфликта. Причем, договоренность по такому сложному вопросу требует, как неоднократно подчеркивал С.В.Лавров, нахождения выверенного компромисса. Мы как страна-сопредседатель Минской группы ОБСЕ стараемся, чтобы он отражал реальный и справедливый баланс интересов.
Что касается ОДКБ, то организация продолжает вносить значительный вклад в укрепление миротворческого потенциала и системы региональной безопасности и стабильности в Закавказье.
Вопрос: Время от времени появляется информация, согласно которой после смены власти в Армении два года назад отношения Еревана с Москвой потеряли прежнюю доверительность и глубину. Более того, как недавно было сказано, в частности, в одном из документов разведки Эстонии, Москва, якобы «с трудом терпит нынешнее руководство Армении». Как бы Вы прокомментировали утверждения подобного рода?
Ответ: С последним вопросом предлагаю обратиться в Таллин, видимо, «эстонские парни» знают что-то большее, чем кто-либо. Так что оставим это на их совести. Могу заверить, – и статистика последнего года это подтверждает, – что динамика сотрудничества, интенсивность двусторонних контактов не только не уменьшились, но и существенно возросли.
Вопрос: В Армении с понятной заинтересованностью доброжелательно следят за действиями России в Сирии, направленными на окончательное обуздание окопавшихся там террористических организаций, сохранение территориальной целостности этой страны, возрождение сирийской экономики... Как известно, Армения стала единственной страной ОДКБ, направившей своих саперов и военных медиков на помощь российскому контингенту в Сирии. Рассматривается ли возможность продолжения и расширения нашего сотрудничества на этом направлении в контексте укрепления региональной стабильности и безопасности? И шире ‑ как идет российско-армянское взаимодействие, в том числе дипломатическое, на международных площадках?
Ответ: Россия и Армения, как и другие члены ОДКБ, высказываются в пользу скорейшего урегулирования сирийского конфликта в результате политического процесса, ведомого и осуществляемого самими сирийцами при содействии ООН, в соответствии с резолюцией 2254 СБ ООН. Ситуации в Сирии был посвящен отдельный раздел в рамках совместного министерского заявления СМИД ОДКБ в Бишкеке 27 ноября 2019 г.
Наши страны выступают за достижение прочной и долгосрочной стабильности и безопасности в Сирии при продолжении борьбы с террористами, признанными таковыми СБ ООН, вплоть до их полного уничтожения. Москва и Ереван привержены суверенитету, независимости, единству и территориальной целостности САР.
При этом в обеих странах придают большое значение гуманитарному содействию всем нуждающимся сирийцами без дискриминации и предварительных условий, помощи добровольному, безопасному и достойному возвращению беженцев и временно перемещенных лиц в места постоянного проживания. Высоко ценим вклад армянской стороны, которая доставляет в Сирию, в частности, в район Алеппо, гуманитарные грузы, работает над разминированием и ликвидацией взрывоопасных веществ, предоставляет медицинскую помощь.
Удовлетворены тем, как в целом складывается российско-армянское взаимодействие на международных площадках. На практике это означает максимальный учет интересов и запросов друг друга, будь то процесс голосования по тем или иным документам или оказание взаимной поддержки кандидатур, выдвигаемых на выборах в органы системы ООН. Повышению эффективности общих форматов и координации внешнеполитических шагов на мировой арене способствуют регулярные консультации между МИДами двух стран, проводимые на основе двухлетних планов.
Вопрос: Нет сомнений, что нынешняя непростая ситуация, связанная с пандемией коронавируса, со временем минует. Начнется восстановление прерванных взаимосвязей, контактов. Наши народы вместе отметят знаменательную дату – 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. И в этой связи ‑ есть ли у наших государств планы по расширению, углублению и совершенствованию сотрудничества? Можно ли ожидать неких прорывных шагов, действий, которые приведут к дальнейшему взаимовыгодному сближению Армении и России?
Ответ: Действительно, мы совсем скоро будем отмечать, в т.ч. вместе с нашими армянскими друзьями, 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. Премьер-министр Армении Н.В.Пашинян принял приглашение на торжественные мероприятия на Красной площади. Запланирован приезд армянских военнослужащих. Знаем, что и в Армении серьезно готовятся к этой знаменательной дате, гордятся подвигом своих отцов и дедов – всего в Советской Красной армии воевало более 600 тыс. армян, свыше 70 тыс. из них награждены орденами и медалями, а 103 – получили звание Героя Советского Союза. Все это свидетельствует об общности подходов России и Армении к оценке итогов и уроков Второй мировой войны, является гарантией сохранения нашей коллективной исторической памяти и духовных традиций.
Что касается состояния и перспектив двусторонних отношений. Наш многоплановый диалог базируется на солидном договорно-правовом фундаменте – с момента установления дипотношений 3 апреля 1992 г. заключено около 200 межгосударственных и межправительственных договоров и соглашений.
Необходимый импульс совместной работе придает насыщенный диалог на высшем и высоком уровнях. Все российские ведомства установили плотные контакты со своими армянскими визави, что позволяет продвигать сотрудничество в различных сферах.
Солидные результаты достигнуты в торгово-экономической области. Россия остается ведущим торговым и инвестиционным партнером Армении. По итогам 2019 г. товарооборот между нашими странами поставил новый рекорд, достигнув отметки в 2,5 млрд долл. США. Накопленные российские инвестиции составляют порядка 45 % всех иностранных капиталовложений в Армении. Продолжается реализация крупных совместных проектов в промышленности, энергетике, транспорте, сельском хозяйстве, финансово-кредитной секторе. Хорошие перспективы – у взаимодействия в области высоких технологий.
Динамично развиваются межрегиональные связи, в которые вовлечены порядка 70 субъектов Российской Федерации и практически все марзы Армении. Проводятся межрегиональные форумы – очередной запланирован на текущий год. Расширяются гуманитарные обмены, в том числе в сферах образования, науки, информации, спорта, культуры и искусства. Около 9 тыс. армянских граждан получает в России высшее и среднее профессиональное образование.
Естественно, это не означает, что мы должны почивать на лаврах. Необходимо работать над реализацией согласованных сторонами договоренностей и поручений, носящих долгосрочный характер, вести дело к повышению отдачи от существующих механизмов. Ожидаем, что до конца текущего года состоится очередное заседание межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству.
Глубоко убежден, что потенциал российско-армянского взаимодействия далеко не исчерпан, и совместными усилиями нам удастся и далее укреплять союзнические отношения в интересах народов двух стран.