15 лет назад — 4 апреля 2005 года — Президент России Владимир Путин подписал Федеральный закон «Об Общественной палате РФ». За это время общественники рассмотрели десятки тысяч обращений граждан и приняли участие в разработке многих значимых законопроектов… О нынешней деятельности и перспективах развития палаты изданию рассказал её секретарь Лидия Михеева.
— Лидия Юрьевна, нынешний соcтав Общественной палаты скоро закончит работу. Какие наиболее значимые результаты работы можете уже назвать?
— Прежде всего это несколько инициатив, превратившихся в федеральные законы. В этой связи хочу поблагодарить за активность не только членов палаты, но и всех неравнодушных граждан, вместе с которыми мы выходили к законодателю с просьбой о корректировке законодательного регулирования.
Так, наиболее значимый наш проект за последнее время — закон о защите прав добросовестных приобретателей недвижимости, который в декабре 2019 года подписал Президент России.
Дело в том, что именно Общественная палата поставила вопрос о защите прав добросовестных приобретателей на одной из встреч с Владимиром Путиным. Мы постоянно привлекали к этой проблеме внимание СМИ, запрашивали данные у министерств, у Росреестра, обращались в Конституционный суд Российской Федерации, провели несколько слушаний с привлечением правозащитных организаций и экспертов. Мы работали с текстом законопроекта, я лично принимала участие в его доработке ко второму чтению.
Мы фиксируем в последнее время изменение характера запросов и обращений в Общественную палату. Заявитель часто просит не только решить его конкретную проблему, но и вынести её на обсуждение.
Ценой общих усилий был принят этот федеральный закон, и мы искренне надеемся, что практика изъятия государством недвижимости у добросовестных граждан уйдёт в прошлое.
Можно назвать ещё несколько актуальных законодательных инициатив Общественной палаты. Например, поправки в закон о благотворительности, которые ввели в законодательство понятие волонтёрства (добровольчества) и предусмотрели меры поддержки граждан, занимающихся такой деятельностью. Эта работа велась на базе координационного совета при Общественной палате, и всем нам вместе удалось донести до законодателя наши предложения.
Также при участии палаты и общественных активистов были внесены изменения в постановление Правительства России о порядке освидетельствования и переосвидетельствования при определении инвалидности. Кстати, эта тема была одной из распространённых среди обращений граждан в Общественную палату, граждане жаловались на забюрократизированность таких процедур.
Мы фиксируем в последнее время изменение характера запросов и обращений в Общественную палату. Заявитель часто просит не только решить его конкретную проблему, но и вынести её на обсуждение как проблему определённой группы населения региона
— Начали ли вы уже подводить итоги работы шестого состава?
— Да, итоги уже подводятся, в конце весны на пленарном заседании палаты мы их озвучим. Прежде всего мы хотим обобщить нашу работу по обращениям граждан, которых за весь состав поступило около 50 тысяч. Это большая цифра.
Но главное, конечно, не количество обращений, а результаты работы с ними. Нам важно не только помочь человеку в его трудной ситуации, но и выявить общие проблемы и тенденции, которые нуждаются в законодательной корректировке, во внимании со стороны властей. Такие непростые сферы, как ЖКХ, дорожное строительство и инфраструктура, занятость, — темы, которые чаще всего поднимаются в обращениях граждан.
Прежде всего мы хотим обобщить нашу работу по обращениям граждан, которых за весь состав поступило около 50 тысяч.
К слову, число обращений в Общественную палату стало расти по мере того, как люди начали активнее пользоваться Интернетом. Любой человек может за несколько минут отправить свой запрос через электронную приёмную на сайте палаты, а дальше с этим запросом начинает работать профильная комиссия.
— Новый, седьмой состав будет сформирован в июне 2020 года. Какие нулевые чтения и общественные обсуждения законопроектов пройдут в палате до этого момента? Что успеете реализовать до конца работы шестого состава?
— Сейчас мы корректируем план работы на оставшиеся месяцы с учётом прежде всего приоритетных законопроектов, разрабатываемых Правительством России. Так, в последнее время появляется много инициатив в области цифровых технологий и технологических инноваций, поэтому мы запланировали нулевые чтения законопроектов об экспериментальных правовых режимах в цифровой сфере, об обеспечении безопасности персональных данных, о трудовой деятельности в онлайн-режиме.
Кроме того, Общественная палата давно и постоянно следит за применением законодательства о деятельности некоммерческих организаций (НКО), и мы хотели бы до конца состава представить конкретные предложения по приведению его в соответствие с Гражданским кодексом, а также в соответствие с реалиями общественной жизни.
Эту работу, которой занимается соответствующая профильная комиссия Общественной палаты с привлечением экспертов, сейчас активизируем в тесном контакте с федеральными и региональными НКО.
В связи с последними рекомендациями властей по санитарно-эпидемиологическим мерам ряд мероприятий, в том числе и нулевые чтения законопроектов, мы планируем провести в онлайн-режиме.
Дело в том, что законодательство в этой сфере формировалось бессистемно, а в результате получилось противоречивым и уже, к сожалению, архаичным. Так, существующие законы о тех или иных видах НКО порой не соотносятся друг с другом, а некоторые «недосказанности» в законодательном регулировании порождают ряд проблем как при создании НКО, так и в ходе их деятельности.
Замечу, что у каждой из наших комиссий есть свой план работы, и уверена, ни одна социально значимая инициатива мимо Общественной палаты не пройдёт.
Кстати, в связи с последними рекомендациями властей по санитарно-эпидемиологическим мерам ряд мероприятий, в том числе и нулевые чтения законопроектов, мы планируем провести в онлайн-режиме.
— У Общественной палаты налажено достаточно чёткое взаимодействие с Советом Федерации и Государственной Думой. Есть ли пожелания, как можно улучшить этот процесс?
— Мы очень активно взаимодействуем с обеими палатами Федерального Собрания, и ни одно наше письмо в их адрес не осталось незамеченным, за что хочу выразить благодарность депутатам и сенаторам. Всё, что мы готовили в качестве конкретных поправок или предложений, рассматривается и учитывается в работе законодательной власти. Надеюсь, и впредь мы продолжим полновесный, эффективный диалог с парламентом.
— Как вы считаете, нуждается ли Закон «Об Общественной палате РФ» в корректировке, а сама палата — в дополнительных полномочиях?
— На мой взгляд, у Общественной палаты России сейчас достаточно полномочий, среди которых — функции по общественному контролю, общественная экспертиза законопроектов и проектов подзаконных нормативных актов, а также формирование общественных советов при министерствах и ведомствах, формирование общественных наблюдательных комиссий.
Отмечу, что в подавляющем большинстве эффективность реализации этих полномочий зависит исключительно от нашей энергии, упорства, желания достичь поставленных целей.
Несмотря на то что Общественная палата не имеет права законодательной инициативы, это не мешает общественным инициативам становиться законами.
При этом общественная экспертиза социально значимых законопроектов даёт свои результаты.
Несмотря на то что Общественная палата не имеет права законодательной инициативы, это не мешает общественным инициативам становиться законами.
— В конце марта Общественная палата РФ подписала соглашения с политическими партиями, общественными объединениями и некоммерческими организациями о сотрудничестве при направлении наблюдателей на общероссийское голосование по изменениям Конституции. Достаточно ли у вас сил направить общественных наблюдателей на каждый избирательный участок?
— В соответствии с частью 16 статьи 2 Закона РФ о поправке к Конституции Российской Федерации «О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации и функционирования публичной власти» наблюдателей, которые будут следить за проведением голосования, назначают Общественная палата РФ и общественные палаты субъектов Федерации.
В наблюдательном процессе за волеизъявлением граждан решили принять участие 12 политических партий. И на встрече с руководством Общественной палаты России и ЦИК РФ их представители обсудили вопросы организации общественного наблюдения.
Большинство вопросов было связано с обеспечением требований безопасности и здоровья наблюдателей, также обсуждались детали процедуры сбора документов и распределение всех желающих членов политпартий по участкам голосования.
Чтобы активизировать работу по привлечению наблюдателей, Общественная палата РФ предложила более чем 50 крупнейшим российским НКО, в том числе имеющим подобный наблюдательский опыт, присоединиться к соглашению о сотрудничестве при направлении наблюдателей на общероссийское голосование. Со многими из них мы уже давно знакомы и работали при организации общественного наблюдения за выборами, но будем рады сотрудничать и с другими некоммерческими организациями.
Наш принцип сводится к тому, чтобы максимально упростить человеку путь в наблюдатели. Мы не предусматриваем сбора большого количества документов и надеемся, что процедуры оформления наблюдателей будут комфортны для всех. По всем этим вопросам палата активно контактирует и консультируется с Центральной избирательной комиссией. Возложенную на нас законом задачу мы выполним.
Досье: Михеева Лидия Юрьевна
Родилась в городе Барнауле. В 1993 г. окончила юридический факультет Алтайского государственного университета, где до 2006 г. работала преподавателем, а также юристом коммерческих организаций. С 2006 по 2008 г. — в Исследовательском центре частного права при Президенте РФ. До 2010 г. — заместитель руководителя аппарата Комитета Госдумы по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству. Имеет чин государственного советника Российской Федерации 3-го класса. С 2010 по 2018 г. — заместитель председателя совета, а с 2019 г. — председатель совета (руководитель) Исследовательского центра частного права при Президенте РФ. С декабря 2019 г. — секретарь Общественной палаты РФ. Член Совета при Президенте РФ по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, а также научно-консультативных советов при Верховном суде РФ, при Федеральной нотариальной палате и при Министерстве юстиции РФ. Доктор юридических наук, профессор, заслуженный юрист Российской Федерации.
Справка
Полномочия нынешнего, шестого состава Общественной палаты истекают 19 июня 2020 года. 25 февраля 2020 года Президент России Владимир Путин инициировал процедуру формирования нового состава Общественной палаты РФ. Предложения войти в седьмой состав ОП РФ направлены 40 гражданам, имеющим особые заслуги перед государством и обществом, отмечается на сайте Кремля.
В соответствии с законом об Общественной палате формирование нового состава начинается не позднее чем за 115 дней до истечения полномочий действующего состава. В течение 30 дней приглашённые должны будут ответить на предложение президента. Параллельно в общественных палатах субъектов РФ пройдёт процедура выборов представителей региональных палат в Общественную палату РФ.
Определённые к концу марта 125 членов будущего состава проголосуют в июне за оставшихся 43 членов нового состава палаты, которых общероссийские общественные объединения и иные некоммерческие организации смогут выдвинуть в течение апреля — мая 2020 года.
Первое пленарное заседание седьмого состава Общественной палаты, с которого будет вестись отсчёт трёхлетнего срока его полномочий, будет проведено не позднее 1 июля 2020 года.