В Санкт-Петербурге на аэродроме отдельного транспортного смешанного авиационного полка Ленинградской армии военно-воздушных сил и противовоздушной обороны Западного военного округа в рамках учебно-тренировочных полётов экипажи самолетов Ан-12 и Ан-26 отработали разновидность захода на посадку под названием «градиент».
Суть элемента пилотирования заключается в том, что снижение самолета происходит на подлете к аэродрому посадки со значительно большой высоты (около 4 км). Находясь практически над взлетно-посадочной полосой, летчики снижают скорость самолёта и выполняют снижение с высокой вертикальной скоростью.
Заход на посадку при этом осуществляется по спирали на втором круге с максимальным градиентом снижения. Таким образом, транспортный самолет теряет высоту непосредственно над аэродромом в границах ограниченной охраняемой территории, не входя в районы возможного применения переносных зенитных ракетных комплексов противника.
Сложность манёвра заключается в необходимости своевременного вывода воздушного судна на нормальную траекторию полета, то есть на глиссаду снижения, так как поздний вывод может привести к столкновению с землёй.
«Данный маневр выполняется только в ручном режиме управления и требует от экипажа летчиков максимальной сосредоточенности, так как воздушное судно снижается на пределе своих возможностей с большим креном», - отметил штурман самолета Ан-12 подполковник Сергей Бугаев.
Манёвр снижение транспортного самолёта с максимальным градиентом для ухода из зоны действия ПЗРК впервые был применен в ходе Афганской войны 1979-1989 годов и получил впоследствии название «Афганский заход на посадку на транспортных самолётах».
Пресс-служба Западного военного округа